Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
«ОТКРЫТиЯ» открывают сезон
25 сентября 2011 г.
«Вот и лето прошло», - хочется повторить вслед за поэтом. Во всём есть хорошее, - в этом тоже. Нет больше летнего тепла, - это правда, зато никуда не девалось тепло наших встреч. Они вот-вот возобновятся. 24 сентября, в 18.00, в нашей библиотеке (филиал №1) состоится вечер поэзии, посвящённый творчеству Ларисы Миллер, - «Живи. Не бойся. Бог с тобой».
Вечер этот должен был состояться ещё в мае, но в связи с празднованием Дня российских библиотек, его пришлось перенести, поскольку нас - библиотекарей собрали в большом зале филармонии и поздравляли, награждали - чествовали, одним словом. И как раз в наш день - в последнюю субботу месяца. А потом начался дачно-отпускной сезон, никого не собрать, разброд и шатания; купания и гуляния; на лодочках катания, грибов и ягод собирание. Тоже надо, зима впереди. Запастись теплом, чтоб было чем делиться. И вот это время настает.
Как я жду этих встреч! Судя по звонкам и расспросам, не я одна. Мы нуждаемся друг в друге. Мы готовы делиться, сколько угодно, чем больше отдадим, тем больше получим, получается, небескорыстно? Да, но тут корысть особая. Эту радость - дарить, ни за какие деньги не купишь. А что ж мы дарим? Прежде всего, время - драгоценную ткань своей жизни. И чем больше его прошло уже, тем ценнее то, что осталось. Нельзя, недопустимо тратить его на что попало. Только то, что ведёт человека к гармонии и совершенству должно занимать его. Конечно, все мы включены так или иначе в обыденное наше существование, - добывание хлеба насущного со счетов не сбросить. Но ведь не хлебом единым жив человек.
Лично я живу от встречи до встречи. Встречи с прекрасным. Мы сами их и организуем. Очередная, повторюсь, будет 24 сентября, и речь пойдёт о замечательной поэтессе, нашей современнице Ларисе Миллер. Родилась она за год до войны, так что у неё не юбилей, а просто меня переполняет восхищение этой удивительной женщиной, и так хочется поделиться собранным богатством. Две книги: «Потаённого смысла поимка» (книга стихов) и сборник эссе «Упоение заразительно», несколько журнальных публикаций - вот и всё богатство, собственно. Причём книжки личные, добытые с трудом. Одну мне подруга купила в Москве, другую читательница наша разыскала в «Доме книги» в Петербурге. Журналы, слава Богу, библиотека получает.
По публикациям в журналах «Дружба народов», «Новый мир» я и познакомилась в свое время со стихами Ларисы Миллер, и они совершено очаровали меня своей удивительной лёгкостью, прозрачностью и краткостью. Чуть длиннее знаменитых японских трёх-, пятистиший. И ничуть не уступающие им по глубине смысла.
Воздуха столько: дыши не хочу -
Хватит кузнечику, хватит грачу,
Лютику, тополю, божьей коровке.
Ветер погладил меня по головке.
- Дышишь, мол, милая? Дышишь?
Дыши. Летние запахи так хороши.
Пытаясь выбрать что-нибудь из книги стихов Ларисы Миллер «Потаённого смысла поимка», чтоб процитировать, дать почувствовать, каковы её стихи, я совершено теряюсь, они настолько различны, насколько хороши и любимы мной, что я читала бы всё подряд! Попробую ограничиться одним, иначе меня не остановить будет, а это стихотворение вынесено на обложку книги самой Ларисой Емельяновной, возможно, к нему и надо относиться как к девизу:
У музы моей на лице конопушки.
То в чаще живёт она, то на опушке,
То возле кормушки, то возле пруда,
И что ни диктует мне - всё ерунда:
Ни сложных метафор, ни умных наречий,
А просто обычный язык человечий.
Может быть, в этом и секрет, что секрета никакого нет. Никаких мудрствований лукавых. Простая человеческая речь. Просто нужные слова в нужном порядке, даже не лучшие, как принято считать, а самые подходящие, самые искренние.
От её стихов и впрямь становится светло на душе, даже если и печаль возникает, то та самая, заповеданная: «печаль моя светла». Литературовед Юлия Покровская в статье «Феномен Ларисы Миллер» пишет: «У Ларисы Миллер счастливая литературная судьба. От Бога она получила удивительный дар говорить о самых сложных и глубинных вещах простыми словами. Случай (который, что ни говорите, знает, кому помогать), вовремя свел ее на жизненной и творческой дороге с Арсением Тарковским, на долгие годы ставшим ее Учителем и другом. Именно Тарковский увидел в начинающей поэтессе - поэта. Именно он заставил ее поверить в свои силы и осознать свой дар как путь, как предназначение.
Стихи Миллер вовремя дошли до читателя. Она рано стала мастером, была обласкана вниманием критики. У нее высокая творческая потенция. Ее, такие короткие в большинстве своем, стихи похожи на моментальные рисунки, целиком выполненные одной линией, без отрыва пера от бумаги. Может потому, что часто они целиком состоят из одной фразы, одной синтаксической конструкции:
Все «зачем» да «почему»...
Недоступная уму
Жизнь идет себе, идет
И ответа не дает,
Не дает себе труда
Объяснить, зачем, куда
Ей приспичило идти,
Нас теряя по пути.
Вот и получается: стихи короткие, а дыхание - длинное. Редкое явление, на которое еще в 1967 году, когда поэтесса была в самом начале пути, обратил внимание зоркий Тарковский, написавший ей: «Что еще у Вас хорошо - это большое дыхание: синтаксического периода хватает на всю строфу». Об этом же говорят и другие его слова: «Сила стихотворения Л. Миллер...и в том, что эта сила служит выражению одной мысли, одного суждения от первой до последней строки». Вечные вопросы, тайна бытия, смысл существования, бренность и краткость человеческой жизни с ее радостью и испытаниями. Именно это всерьез и прежде всего волнует Ларису Миллер, и именно под этим углом она смотрит на все, что происходит с ней и вокруг.
В этом смысле ее, наверное, можно назвать монопоэтом, поэтом одной темы»
А жизнь - это пытка и дар и мученье.
Какое мне было дано порученье?
Куда достучаться?
Кому отнести какое послание?
Боже, прости, Что я не расслышала, не угадала.
Так многое в прошлом. Осталось так мало.
Но слушаю я от зари до зари Твой голос чуть слышный.
Прошу, повтори.
И такое вот ещё, напоследок:
Я плохо в земной этой школе учусь,
Считаю ворон, на уроках верчусь,
К доске меня вызовут - я онемею,
Простую задачку решить не умею.
Вопрос зададут - буду тупо молчать.
Мне рано ещё эту школу кончать.
Ругайте меня, задавайте на лето,
Пусть только учёба не кончится эта.
В этой школе так интересно!
Приходите, попробуем вместе чему-нибудь научиться.
Любовь Лимонова
№ 37 (24421)