Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Бодрые Стандарты, или Сколково на осколках
30 сентября 2011 г.
- Зачем мы учимся читать?
Российские младшие школьники отвечают - «Чтобы читать Пушкина». Американские - «Чтобы читать факсы». Судя по всему, для тех, кто сегодня возглавляет наше российское образование, второй ответ предпочтительнее. О чём говорят нам недавно «обнародованные» Стандарты третьего поколения для старшей школы? - Разрушим «до основанья» «старую школу» с её гуманитарными дисциплинами, на сегодня главное - подготовка технических специалистов (и это - при сокращенном количестве часов на все предметы, включая математику). Главных предметов - 4 (физкультура, ОБЖ и два неведомых - «Россия в мире» и «Проектирование»). Остальные - по выбору, причём выбираем только по одному предмету из каждой предметной области. А предметные области такие: гуманитарные дисциплины, математические, естественные науки и проч. Конечно, выбираем русский. Тогда как же быть с литературой? А с английским? Видимо, уже платно? Допустим, выбираем химию. А с биологией как же?.. Лукавят господа составители, недоговаривают, как в народе говорится, «темнят». Дескать, мы - за борьбу с перегрузками учащихся!..
И кажется нам, что главной их идеей была такая: урезанное со всех сторон, обкорнанное, да что там! - оскоплённое российское образование для государства выгоднее, потому что дешевле! Да правда ли, что дешевле? Дешевле ли выбросить на помойку массу свежеотпечатанных учебников и состряпать новые - для доселе неведомых предметов? Дешевле ли заказать и оплатить специалистам разработку новых программ и нового содержания этих предметов? Дешевле ли подготовить и переподготовить новых специалистов по этим предметам? А какая выгода государству от армии «стандартно» образованных недоучек, которые хлынут из школ?
Говорят, скупой платит дважды. Применительно к образованию - не дважды, а всю жизнь. Советское образование - «старая школа» - имело, конечно же, недостатки, но было качественным, и это образование воспитывало ребят. И опиралось оно на систематическое чтение русской классической литературы.
Какие качества развивает у ребёнка систематическое чтение хорошей (классической) литературы? Память? Логику? Вкус? Фантазию? Чувство слова? Широту мировосприятия? Любовь к своей стране и гордость за неё? Творческие способности? Чувство юмора? Доброту и умение сопереживать? Умение сопоставлять и противопоставлять?.. Думается, перечень этот далёк от завершения. Но повернём эту мысль по-другому: каких качеств лишается человек, у которого ещё в юности отобрали возможность читать хорошую классическую литературу? Памяти? Логики? Вкуса? Фантазии? Чувства слова? Широты мировосприятия? Любви к своей стране и гордости за неё? Творческих способностей? Чувства юмора? Доброты и умения сопереживать? Умения сопоставлять и противопоставлять?.. Этот перечень тоже далёк от завершения…
А лишённый всего этого - будет ли он творческой личностью? Изобретателем? Хорошим специалистом – в любой области, самой что ни на есть технической? Будет ли готовить «новая школа» с её «стандартным» образованием современных специалистов для Сколково? Ответ, конечно, очевиден.
Каким будет тот, который читает только факсы? Он будет только тупым исполнителем (похоже, это у нас теперь самое ценное качество). Но и не взыскуйте тогда с него чувств высоких, да и просто человеческих. Ну ладно, пусть, согласимся с нашими власть предержащими, что доброта, сострадание, такт, интеллигентность в современном мире ни к чему - на них «наплевать», да и только. Сейчас в фаворе «конкретный пацан» - под этот имидж даже большие политики у нас работают. Но только вот насчёт воспитания чувства патриотизма - тут российские верхи не согласны. Патриотизм им подавай! Чтоб подешевле обошёлся, но всё же чтобы был. Упраздним литературу, не будем изучать российскую историю, подсократим русский, но введём же «Россию в мире» - тут тебе и патриотизм! Да только вот беда - на голых лозунгах патриотизма не воспитаешь. Патриотизм - это и любовь к своей стране, и гордость за неё. Правда, любить можно и несчастную страну, а вот чтобы ею гордиться - надо всё же знать, чем. Тут без знания родного языка, литературы, искусства, истории родного государства - никуда.
…Было время, в нашей стране сетовали - «утекают на запад российские мозги». Радовались бы, глупые, - было же чему «утекать»! Питомцы нашей российской («старой») школы как учёные и как деятели искусства были востребованы во всём мире. Да и в самой России в любой области всё ещё есть глубокие специалисты, на которых многое держится. С хорошим («старым») образованием, опытны, культурны, исполнительны, как водится, трудяги. Недостаток один - возраст…
А теперь дети наши, как это ни грустно признавать, всё менее талантливы. Но - всё более нахраписты, лучше разбираются в том, где работать выгодно,где нет. И не мечтайте, что подрастают новые врачи, учителя, инженеры, - нет, опытные кадры стареют, а притока молодых практически нет! Как радовалась губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, называя осенью 2010 года цифру 600 - столько молодых учителей пришло после окончания вузов и училищ в школы города. А сколько из них ушло, отработав 1-2 месяца, в лучшем случае - год? Уходят под благовидными предлогами («Хочу продолжать своё образование», - преподаватель английского, ушла через 5 дней после начала работы). И под откровенно прагматичными лозунгами («За такие деньги, да на такой работе?!» - учительница начальных классов, ушла из школы в октябре, после первой зарплаты). Не идут молодые работать туда, где не платят достойных денег. Они, в отличие от старшего поколения, «не отягощены» упрёками совести, сознанием своего долга, привычкой к месту, к накатанной колее. В них стараниями государства нашего, всей его идеологической машины (махины!) заложен «новый менталитет»: главное в жизни - собственное благополучие, собственное благосостояние.
А чиновники от образования не устают вдохновенно твердить о достоинствах «новой школы» и недостатках традиционного российского образования. Дескать, старое изживём, новое - создадим! Или - создадим-с! А что им остаётся? Споёшь не по тем нотам - вмиг останешься без насиженного местечка с хорошей зарплатой госслужащего! Дома - семья, детки. Вот и трубим хвалу тем, кто выше - и уже не важно, кому и за что… Что ж, попробуем похвалить.
…Я считаю, что эти Стандарты для старшей школы - замечательные. Потому что… потому что они откровенные. А это в наши дни редкое качество. Всё прикрыто, все благопристойно, замаскировано. Да вот же пример. Рядом две школы - английская (престижная) и о-очень плохая, куда не идут. Как исправить ситуацию? Вы уже догадались: объединить - под номером хорошей школы. Оп! - и не стало плохой! Вы к нам с проверкой? А мы вас - в хороший класс, к хорошим учителям: пожалуйста, проверяйте! В плохой класс не пустим (мы туда и сами не заглядываем). Чувствуете, чувствуете, насколько улучшилось сразу наше образование?! Думаете, это шутка? Ну-ну.
Нет, не получилось похвалить. Надо по-другому. Стандарты - очень хорошие, потому что выгодные. Особенно для издательства «Просвещение». Не зря же старался г. Кондаков, гендиректор этого издательства, он же по совместительству и автор Стандартов (других-то специалистов в России нету…) Ка-а-кой будет госзаказ, ежели все предметы, как у Булгакова, помните, - хрясь! Пополам! И все учебники - враз переделать!
Да, им-то выгодно, а нам?.. Государство оплачивает учебники «щедро»: выделяет школам примерно по 70 рублей на ученика (при том, что один учебник в среднем стоит 250 рублей). Вот так: получай - и ни в чём себе не отказывай!
Опять не получилось похвалить. Ещё раз попробуем? Стандарты, очень хорошие, потому что… новые. Кто это там говорит, что их списали с каких-то плохих американских или европейских образцов? Для нашей страны они - новые! По осколкам «старой» школы - вперёд, к новым, «стандартизованным» Сколково!
Ах, сомнительный комплимент. Нет, не так надо…
Стандарты - очень хорошие, потому что бодрые. И по бодрым Стандартам у нас главное - ОБЖ и физкультура! Гоп-гоп! Читай факсы и будь патриотом!..
Татьяна АЛЕКСЕЕВА, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург
Кронштадтский вестник № 38 (24422)