Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Состязательность - лучший способ закалить нервы»
23 декабря 2011 г.
Продолжаем очерки спортивной жизни Кронштадта 1704-1917 годов. Вспомним наших славных земляков: трехкратного чемпиона Кронштадта по стрельбе из винтовки, героя Севастопольской осады, подполковника (ставшего генералом) морской артиллерии Ф. В. Пестича; вице-командора Санкт-Петербургского Речного Яхт-Клуба и «художника шахмат» - лейтенанта 14-го флотского экипажа И. С. Шумова; подпоручика крепостной артиллерии Г. Д. Мартоса, совершившего туристическую поездку на велосипеде по маршруту длиной в 800 км; капитана крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряного призера по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских Играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему, связаться с ним по телефону: 434-82-77.
В Кронштадте контр-адмирал Григорий Иванович Бутаков появился весной 1867 года, когда был назначен начальником практической броненосной эскадры. В историю Российского флота вошел как боевой адмирал, флотоводец, ученый, педагог, основоположник тактики парового броненосного флота.
Командуя во время обороны Севастополя 11-пушечным пароходо-фрегатом «Владимиром», Бутаков для увеличения дальности полета снарядов поднял палубу своего парохода, тем самым первым в мире применил тактику стрельбы по невидимой цели. Павел Степанович Нахимов, будучи сам незаурядным человеком, видел необыкновенную одаренность Бутакова и, когда тот просился на более опасные участки обороны Севастополя, жестко отвечал:
- Нельзя-с, вас нужно сохранить для будущего флота. Уже в феврале 1860 года на Балтике став начальником отряда винтовых кораблей, а затем и начальником практической эскадры винтовых лодок, Григорий Иванович в короткое время образовал «из отдельных единиц действительную боевую силу». А ведь на тот момент винтовые лодки, по словам очевидцев, «представляли собой скорее стадо», чем эскадру. Вот как описывает «Кронштадтский Вестник» (1861 г., № 10), выход в море первого отряда этих лодок:
«Вечером 20 июня винтовые лодки начали разводить пары. Они должны были вести на буксире своих спутников, однако, при катастрофическом отсутствии квалифицированных кочегаров и машинистов, не всем это удавалось и механики переезжали с одной лодки к другой задать, как они выражались, «лекарство непослушным машинам». Наконец, после долгих сборов всего 10 лодок и их «дядька» пароход «Курьер» вышли на Большой Кронштадтский рейд, откуда, поднатужившись, при 6 узлах пошли к месту назначения…».
Обобщив опыт боевых действий на Чёрном море и командования эскадрой винтовых канонерских лодок на Балтике (1860-1862 г.г.), Григорий Иванович в 1863 году издает фундаментальный труд «Новые основания пароходной тактики», за которую Российская Академия наук присуждает ему Демидовскую премию. Книга тут же переводится на английский, французский, итальянский и испанский языки.
Вскоре Бутаков создает школу обучения на Транзундском рейде (ныне Высоцк), через которую проходит почти три четверти личного состава Балтийского флота от рекрута до флагмана. Современники окрестили ее «бутаковской», настолько в ней все было ново и самобытно.
Главным методом обучения Григорий Иванович избирает «состязательность между судами, шлюпками, салинговым, лотовыми, пловцами…», рассматривая ее как великолепное средство «отвлечения личного состава от монотонности плавания». Состязательность не была изобретением самого Григория Ивановича, его заслуга в том, что он сделал упор не на наказание линьками и кошками, как это было совсем недавно, а на поощрение лучших.
Для поощрения отличившихся во время гонок Григорий Иванович добивается у Морского Министерства выделения ежегодной субсидии в размере 1500 рублей на покупку призов.Он разрабатывает и издает отдельной книжкой правила шлюпочных состязаний для военных моряков. Правила почти не менялись до конца существования Императорского флота. Будучи сам воспитанником лазаревской парусной школы, он старается научить офицеров и матросов «самому щегольскому управлению парусами».
«Не как на игрушку, забаву или развлечение, смотрю я на разнообразные катания и состязания шлюпок, но как на лучший способ молодым людям узнать себя, закалить нервы, изощрить глазомер и подготовить себя к непредвиденным случайностям нашей службы. Состязание шлюпок - прекрасное средство узнать кто из нас, какого металла».
«Вчера, - читаем мы в одном из его знаменитых приказов по броненосной эскадре, - во время гонки без рулей, на 16-весельном катере с фрегата «Пересвет», системы адмирала И. И. фон Шанца, я видел, как катер лежал на боку в бейдевинд и матрос полез нафок-мачту, стараясь отмахнуть с нока захлеснувшийся топсель-шкот. Держась одной рукой за мачту и стоя на рейке, он долго махал шкотом, но очистить его не удавалось. Тогда, он взялся за реек руками, повиснул на них и, перебравшись к ноку, очистил шкот, после чего вернулся на руках обратно. Матрос этот всего другой год на службе, из Вологодской губернии, грамотен, исправляет унтер-офицерскую должность и носит фамилию Суворов. Побольше бы нам таких Суворовых! Хотя он не прослужил еще срока к производству в унтер-офицеры, я буду просить, чтобы его разрешено было произвести».
Сколько таких суворовых получили путевку в жизнь благодаря Григорию Ивановичу за десять лет его командования эскадрой! Неоднократно были победителями парусных гонок будущий заведующий минными офицерскими классами В. А. Терентьев (1867, 1870 и 1871 г.г.), первый русский светотехник, изобретатель пластинчатого аккумулятора и электро-фонаря для подводных фотосъемок Е. П. Тверетинов (1874), исследователь акватории Черного моря, барон Ф. Ф. Врангель (1869) и сотни других прекрасных флотских офицеров, матросов и унтер-офицеров Российского флота.
Сотни, потому что за десять лет командования броненосной практической эскадрой Григорий Иванович Бутаков организовал и провел в Транзунде, Ревеле и Кронштадте более сотни гребных и парусных состязаний, в которых приняло участие около 3000 шлюпок. Для сравнения, за это же время Речной Яхт-Клуб, занимающийся только парусным спортом, провел всего 122 гонки, с участием 501 яхты.
Именно на одной из таких парусных гонок в Транзунде в 1869 году был замечен Бутаковым и будущий адмирал Макаров: «Эта гонка из всех наших гонок, замечательна успехом шестерки мичмана Макарова», - напишет в одном из своих приказов адмирал Бутаков. Об отношении к парусному и гребному спорту боевого адмирала, изобретателя, кораблестроителя и героя Порт-Артура Степана Осиповича Макарова читайте в следующих номерах «Кронштадтского вестника».
Борис БРИЛЬ
Приказы Бутакова
- Мы, адмиралы, офицеры и матросы не для того, чтобы у нас были адмиралы, офицеры и матросы, а для того, чтобы было кому хорошо распорядиться кораблями, пушками, машинами и рулями…
- Каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим боцманом своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от подчиненных того, что им приходится исполнять.
- Попасть в беду на нашей службе не мудрено, главное - уметь выпутаться из нее…
Кронштадтский вестник № 50 (24434)