Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Дети Арбата - Дети «Аншлага» - Дети резерваций
02 февраля 2005 г.
Конец ушедшего года был отмечен витком культового интереса к двум таким друг на друга, казалось бы, непохожим явлениям в сфере занимательного время провождения наших сограждан. Первое явление - это экранизация романа о детях Арбата.
Второе явление - нелестная оценка, высказанная одним из силовых министров с простой русской фамилией Иванов, относительно народной телевизионной забавы, именуемой Аншлаг.
Почему интерес к этим явлениям культовый? В первом случае, это массовая, просто тотальная реклама, отказывающая своим бешеным напором как самому произведению, так и его художественной экранизации в праве на самостоятельное, вне коммерческого проекта, существование. Населению нашей многострадальной родины предложена новая форма культа – коммерческое творчество. Фильм в прайм-тайм, реалити-шоу, сюжеты в новостях и винегретных утренних программах, глянцевая обложка одноименного романа на любой из станций метро – простые и незатейливые формы отправления этого культа.
Во втором случае, все совсем наоборот – принято, сформулировано, высказано и доведено до логического исполнения мнение министра. И тишина. Вернее, солидное мужское молчание, как и положено генералам, пусть даже и в гражданских пиджаках. Это тоже своеобразный культ – зритель у нас, оказывается, не массовый, а персональный. Оценивать достоинства Аншлага на фоне достоинств военного ведомства ни я, ни кто иной, скорее всего, не возьмется, важно отметить главное – решение принято персонально.
Итак, имеем полную культурную резервацию – с одной стороны, деньги решают, что нам смотреть и читать, с другой стороны, отдельные персоны решают, что нам не смотреть и не читать. И самое примечательное в этом явлении – отсутствие насилия над человеком и гражданином. Уничтожено не все его культурное окружение, а только его нерентабельная, с определенной точки зрения, часть. Уничтожено право на самостоятельное решение гражданина о собственном культурном развитии.
Но, с той же самой определенной точки зрения, этого оказывается недостаточно, и тогда начинает раскручиваться маховик вытеснения граждан в политические резервации. И абсолютно неважно: у рычагов распределения материальных благ и ресурсов нашей страны расположена эта резервация или нет. Важно, чтобы мозги этих политизированных граждан были заняты исключительно материальным интересом. То, что политику в период своей активной фазы нельзя измерить или оценить; то, что невозможно в этот период конвертировать в устойчивые денежные знаки, должно выглядеть для него лишенным всякого смысла.
Особенно примечательны в этой связи новые тенденции политического сектантства. Это особая форма политической резервации. Казалось бы, идея увеличения живучести политического течения в условиях административного и финансового тоталитаризма через его распределение на сетевые организации вполне здрава, если бы не одно «но». Эта идея не учла то, что сетевые организации могут по своей природе только разрушать. Их работу консолидирует единый враг, идея его уничтожения. Предположим, что враг повержен, а его место заняла пустота, и одновременно с этим исчезло условие для сетевого объединения. Какой объект должен занять место пустоты каждая ячейка может решить сама, а это уже хаос. Хаос - как лучшая среда для мародерства.
Зачем же нам его предлагают? Да все очень просто – сеть не может по своей сути сформулировать созидательную идеологию, а любая разрушительная для страны идеология, опять же, с той самой определенной точки зрения, опасности не представляет.
Но и это еще не все. Прошедший год отмечен активностью в построении и социальных резерваций. Отнюдь, я не имею в виду изоляцию общественных организаций и движений по версии общественной палаты 42+42+42. Эта версия как искусственно в пробирке родилась, так там же в пробирке и умрет. Возможно, пробирка имеет имя собственное или даже воплощена в виде некоего административного образования, но это, в конце концов, частность. Да и сама такая «общественная» палата может восприниматься гражданами России как частное проявление окружающей их среды обитания, наравне с рождественской оттепелью и наводнением. Гораздо опасней другое - это спекулянты, торгующие «памперсами для взрослых» в людных местах у закрытых на длительный ремонт туалетов. Взвесив коммерческий эффект от такого, с позволения сказать, бизнеса эти социальные спекулянты зазывают людей в некие, изолированные от недружественной окружающей среды, поселения. Легенды призыва могут варьироваться от незатейливой мегре-анастасии до экологических и прочих –ических идей. Обращаю внимание, что при всей незатейливости легенды людей ненасильственно отвращают от интересов их собственной родины, предлагая взамен «памперс» из набора догм, фантазий и художественных образов. А это уже не только социальная, но для тех, кто успеет еще и фактическая территориальная резервация. Прошу учесть при этом, что реальный враг, носитель той самой определенной точки зрения и мечтающий о пятнадцати – пятидесяти миллионах россиян, поселенных в гетто и резервации, все еще блистает аристократической улыбкой в пределах собственных границ. Его можно понять. Оранжевые ленточки и такие же шарфы значительно дешевле комплектов хаки и суперэлектроники снайперского бомбового наведения. Тем более, студентам и их преподавателям, фактически лишенных средств существования в ходе маниакальных реформ ушедшего года, гражданам БОМЖ, реальным и потенциальным (привет реформаторам ЖКХ), гораздо важнее запах от бесплатной похлебки в полевой кухне на майдане, чем цвет униформы, в которую их облачают перед обедом.
Безусловно, резервация еще не гибель, но стремление туда по доброй воле, точнее говоря без физического насилия над человеком, - признак, и признак явный, душевного нездоровья. Читатели могут возразить, что мной описаны очень частные и очень единичные случаи, что за границами нашей родины у нас только друзья и доброжелатели – не буду спорить. Воспользуюсь авторским правом обратить внимание читателей лишь на такой общеизвестный факт – предупрежден об опасности заблаговременно, значит вооружен. Все остальное в вашей воле.
В. КИРКИН,
доктор философии.