Новости Кронштадта
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
06.03 В Кронштадте провели тренировку по спасению людей, провалившихся под лед
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
Право власти
16 мая 2005 г.
В одном из ранее вышедших номеров вы, уважаемые читатели, могли видеть мою статью «Предлог для власти». Сегодня возникла необходимость продолжить работу над этой темой. События в Киеве и Бишкеке, начатые в первом случае резким всплеском митинговой активности населения, во втором случае погромами в городе завершились, в обоих случаях, сменой президентов. Кроме того, они обозначили некий социальный и правовой вакуум в вопросе об ответственности руководителя государства перед собственным населением. Конституционный заменитель их ответственности отказом в доверии на будущее слишком условная величина. В сравнении с возможным ущербом для страны и ее населения от преступных, халатных или низко квалифицированных действий лиц высшего государственного руководства, она вообще ничтожна. Сегодняшний путь России к своему будущему через укрепление институтов государственного регулирования общественных отношений и территориальных администраций пролегает через довольно опасную зону – зону тоталитаризма. То есть, интересы представителей государственных органов могут возобладать над интересами населения. Это опасно тем, что жертвы, которые приносит население государству в тоталитарные периоды, остается без внимания общества, пораженного этим недугом.
Но у России есть уникальный шанс. Именно в России может быть создан прецедент ответа власти перед народом за свои деяния. Ответа по закону. Причина этому - резко возросший уровень правового сознания граждан, имеющих опыт ведения социалистического народного хозяйства. Этот опыт отрицал даже теоретическую вероятность значительной в десятки, сотни и тысячи раз разницы в доходах граждан-собственников. Ведь владение было общим для всех. Ликвидировали ту систему своими действиями конкретные люди, персонально ответственные за принятие общественно значимых решений. В результате такая многократная разница в доходах стала возможной. Безусловно, можно считать источником некоторых астрономических состояний талант, гениальность, чудесное стечение обстоятельств. Но чудеса и гениальность это явления разовые, которые происходят от случая к случаю, мы же имеем дело с «чудесами» систематическими. Из года в год журнал «Форбс» нас ставит в известность об этом.
Рост уровня правосознания у населения явился побочным продуктом рыночных реформ в России. Исторически сложилось так, что движение по пути от собственности частной к собственности общенародной осуществлялось медленно, на ощупь. Этот процесс сопровождался укреплением приобретаемого опыта в сознании всех поголовно участников процесса, независимо от их общественного положения. Наблюдение происходящих процессов формировало у людей, в их большинстве, и уверенность в завтрашнем дне, и чувство стабильности. Благополучие сыграло злую шутку с народом. Оно породило правовой инфантилизм. Люди по детски доверяли руководству своей страны.
Как ребенок в семье мало интересуется организацией домашнего хозяйства, полагая достаточным свое эпизодическое участие в этом процессе на второстепенных ролях, так и житель советского государства самоустранился от основной своей социальной функции – быть ГРАЖДАНИНОМ. И, точно так же стремительно, как ребенок, но уже осиротевший, избавляется от владевших им иллюзий, так и мы на протяжении жизни всего одного поколения избавились от этой инфантильности. И что же мы обнаружили? Оказывается, в нашем собственном доме бесцеремонно шуруют, какие-то сомнительные личности. Подобного опыта нет ни у одного народа в мире. Именно этот опыт бесценен. Советский человек стал политически ненасытным.
Но вот тут-то и появляется отличие осиротевшего народа от осиротевшего ребенка. Повзрослевший сирота не нуждается в формулировании для себя лично тех прав, что у него либо силой, либо обманом отняли. Народу это необходимо. Эта нужда диктуется необходимостью признавать попранные интересы народа и его право на власть легитимными. Уж очень много вокруг предложений с сомнительными перспективами как использовать эти права.
Кроме того, не следует путать эти права с законами государства. Законодательная система, помимо всего прочего, направлена и против собственного населения ради сохранения институтов государства. Это по факту, что бы иное не утверждали правоведы и политики. Именно на фоне чрезмерно подробной регламентации условий жизни и работы на территории государства любым из его граждан органически ощущается и выглядит хамски вызывающе дефицит правил служения этим гражданам их политическими руководителями.
Но что бы создать свод таких правил человек должен действительно повзрослеть, вернуть себе волю распоряжаться собственной судьбой, возложить на себя ношу перед обществом, стать членом общественных ОТНОШЕНИЙ, стать ГРАЖДАНИНОМ. Что, в конечном итоге, означает вернуть себе право власти.
В. КИРКИН,
доктор философии.