Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Мирные» корабли в огне сражений
04 июля 2005 г.
Великая Отечественная война 1941-1945годов круто изменила не только судьбы миллионов людей, но и мирных кораблей. В этой связи примечательна судьба буксира «Гарибальди», в годы войны вошедшего в дивизион сетевых заградителей (ЗС «Омега», ЗС «Вятка» и сетевая баржа № 101). Мирный колесный трудяга – буксир «Гарибальди» в течение 30-х годов прошлого века добросовестно нес свою хлопотную повседневную вахту на водных просторах Ладожского озера, реки Волхов, в гаванях реки Невы.
С началом войны в «биографии» «Гарибальди» произошли коренные перемены. Было принято решение переоборудовать мирный буксир в военное судно специального назначения. 2 июля 1941г. в судоремонтных мастерских Шлиссельбурга, колесный буксир «Гарибальди» был превращен в сетевой заградитель с тем же названием. Была надстроена кормовая сетевая палуба с минными скатами для сетевых якорей, оборудованы сетевой трюм и артиллерийский погреб. На верхней палубе установили артиллерийское орудие и пулеметы. Корабль был зачислен в боевой состав кораблей КБФ и вошел в состав дивизиона сетевых заградителей Кронштадтского ОВРа. Совместно с сетевой баржей № 101 его тут же привлекли к постановке противолодочных сетей в районах Большого Кронштадтского рейда и обеспечению безопасности гавани, а несколько позднее – к оборудованию тыловой минно-артиллерийской позиции на линии островов Нерва – Лавенсаари и полуострова Курголовский.
В начале сентября 1941г. отдельным частям немецкой группы армий «Север» удалось достичь южного побережья Ладожского озера, захватить Шлиссельбург и овладеть левым берегом Невы. Они фактически полностью контролировали течение реки Невы, осуществляя диверсионные акции, сбрасывая в верховьях реки в районах Шлиссельбурга – Ям-Ижора плавающие морские мины с целью подорвать опоры мостов через Неву в черте города, повредить набережную и, главным образом, нанести урон боевым кораблям флота, стоящим на Неве.
Для срыва замысла противника ЗС «Гарибальди» был переведен в Ленинград, ошвартован на Неве и его противолодочные сети перегородили реку Неву. С этого момента вниз по течению не проплыла ни одна плавающая мина, ни один подозрительный или опасный предмет, не «застрявшие» в ячейках сети, откуда они регулярно извлекались экипажем корабля и нейтрализовались.
Боевая служба корабля продолжалась до полного освобождения Ленинграда от блокады и освобождение прилегающих к Неве районов Ленинградской области и Карельского перешейка от немецко-фашистских войск.
Достойно выполнив возложенные на него боевые задачи, «Гарибальди» вновь вернулся к мирной жизни в качестве буксира. А когда подошел срок очередного планового ремонта, было принято решение: «Сдать на слом!»
Всю войну командовал этим удивительным кораблем капитан 3-го ранга Антон Александрович Юргелевич. Экипаж корабля 29 человек.
Он славно отслужил гражданскую и военную службу, этот колесный пароход «Гарибальди», сделанный российскими корабелами еще в первые годы прошлого столетия.
Запомните его гордое название - «Гарибальди»! Он олицетворял целую плеяду мирных кораблей, ставших на защиту морских рубежей нашего Отечества.
И. САКСИН,
ветеран ВОВ.