Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Штурм «мятежного Кронштадта»
01 марта 2006 г.
Грозным событиям, получивших название «Кронштадтский мятеж», в марте месяце исполняется 85 лет. Но, полную картину происходящих тогда событий пока что восстановить не удалось. Даже штурм крепости – апогей трагических событий, можно представить себе лишь по воспоминаниям участников штурма.К 14 марта количество бойцов в 7 армии достигло 24 тыс. при 433 пулеметах и 159 орудиях, а вместе с тыловыми и вспомогательными частями примерно 45 тыс.
Им противостояло 17 961 «мятежных» солдат и матросов, 134 тяжелых, 62 легких и 24 зенитных орудия, 126 пулеметов, а вместе с тыловыми и вспомогательными частями в Кронштадте и на фортах располагалось 1455 командиров и 25432 рядовых, всего 26 887 человек. Предполагалось вооружить 6000 человек гражданского населения. Опора мятежников на фортификационные сооружения делала атаку при таком соотношении сил крайне рискованной.
Необычным было и то, «что красноармейским частям приходилось наступать по открытой ледяной поверхности залива, подвергаясь сильному огню пулеметов и тяжелой артиллерии противника, тогда как последний был укрыт бетоном фортов и броней кораблей…». Как вспоминали участники событий: «Это была исключительная по своему напряжению борьба… Прежде чем мы вступили в нее, пришлось вести еще более серьезную борьбу за свои красноармейские части». Задача командования была: «в сжатые сроки превратить находящуюся в распоряжении командования живую силу в воинские части, способные к боевым действиям на льду, который представляется тебе настолько тонким и слабым, что вот-вот провалится…», но «на столько крепок, что в нем нельзя вырыть не только окоп, но хоть какую-нибудь ямку, чтобы спрятать в ней голову; льдом таким белым, таким плоским, что ты весь, от макушки до пят, находишься на виду у невидимого для тебя противника».
«Мятежники» освещали пространство Финского залива, прилегающее к крепости, прожекторами. Но, прожекторы, оказавшиеся в состоянии обнаружить наступление 7 армии, играли роль своеобразного ориентира для атакующих.
Ледобоязнь была основной, но не единственной проблемой. Агитация кронштадтцев была на столько заманчивой, а снабжение на столько отвратительным, что появлялись такие доклады: «Полк не боеспособен, это минимум. Вернее он опасен, ибо…, если бы и удалось их двинуть в бой, при первом же выстреле… создадут панику и тем разложат и более крепкие, чем они, части». Поэтому уже утром 11.03 под Кронштадт было направлено около 390 делегатов и гостей съезда, а также 67 делегатов от Петрограда и Балтфлота. Мобилизованы были тысячи коммунистов.
Артиллеристы считали артиллерийскую подготовку не нужной, т.к. она маломощна, а потому на предельных дальностях не эффективной. Тем не менее, 16.03.1921 в 14.00 артиллерия открыла огонь, выпустила 6000 снарядов. Противник начал отвечать лишь к вечеру.
«В половине второго первые части спустились на лед. Было решено войска подводить к месту боя на возможно близкое расстояние в сомкнутых колоннах…, ибо даже с перестроениями сомкнутых, компактных порядков младший командный состав плохо справлялся».
Командование 7 армии планировало атаковать город сразу с 3-х сторон: с северо-запада, юго-запада и востока. Первый путь был вдвое длиннее остальных. Прежде чем ворваться в город, войскам предстояло штурмом взять 7 хорошо укрепленных фортов. 8 фортов и огонь линкоров прикрывали второе направление. И лишь по третьему пути можно было прорваться в город, минуя форты, но обороняющиеся готовились их там «встретить».
Северная группа 7 армии в основном состояла из курсантов. По мнению М.Н Тухачевского: «Атака фортов курсантами Северной группы почти беспримерна в истории по своей смелости, натиску и единству действий... Красных курсантов рискованно и обидно использовать как рядовую боевую силу. Но геройство остается геройством, и решающее значение курсантов в штурме Кронштадта остается фактом».
Перед 6 батарей были взорваны фугасы. Образовалась полынья. Часть курсантов осталась перед батарей. Другая, перед полыньей, стала отходить. В это время подошла вторая колонна, захватившая соседнюю батарею, прорвала проволоку и бросилась на батарею. Отходившие, частью вплавь, частью по льду, переправились через полынью и бросились в атаку. Во втором батальоне 2-го полка осталось в живых 18 человек.
Северная группа, заняв 5 фортов (батарей) из 7, сместила направление главного удара с северо-западной оконечности города на северо-восточную. Это позволило значительной части восставших уйти в Финляндию, что значительно уменьшило число жертв.
В состав западной группы южного участка вошла 79 бригада, полки которой накануне заявили, что они не будут штурмовать Кронштадт. Жесткими мерами «порядок» был восстановлен, и бригада была брошена на самый опасный участок. Ценой огромных потерь были заняты 1 и 2 батареи, форт Павел. Из 1 и 2 батальонов 236 полка, штурмовавших батареи, в строю осталось лишь 170 человек, но они были брошены на безнадежный штурм форта Милютин.
Затем 237 полк и 2 батальона 235 полка повели наступление в направлении к южному концу Александровской улицы: 3-й батальон был выставлен заслоном в направлении Каботажной гавани. Полки прорвали ряд проволочных заграждений и, преодолев городской вал, ворвались в город. Завязались сильные уличные бои на Цитадельной и Сайдашной улицах. Полки несли большие потери. Просьба командира дивизии ввести в бой 80 бригаду, была отклонена, т.к. она уже была в бою. Когда убитыми и раненными выбыло до 90 % комбатов и комрот, руководство отдельными единицами в уличных боях было утеряно.
«Мятежники на автомобилях подвезли свежий отряд матросов, который стал наседать со стороны Итальянского пруда. Выставленный заслон 235 полка - третий батальон - был целиком уничтожен пулеметным и артиллерийским огнем… Полки, растроенные большими потерями, дрогнули и начали отход, преследуемые бешенным артиллерийским огнем». Остатки бригадной школы двинули в направлении Каботажной гавани для предотвращения обхода противником и обеспечения правого фланга отходящих. Школа облегчила участь отступающих, но почти целиком была уничтожена.
На восточном направлении 32 бригада ворвалась на Петроградскую пристань Кронштадта. Комбриг был ранен. За 20 мин боя бригада понесла потери не менее 30 % своего состава. Потери командного состава дошли до 50 %. Мятежники электрифицировали у Петроградских ворот часть своих проволочных заграждений. Но обошлось без жертв, т.к. участок был разметан снарядами бронепоезда «Черноморец».
После первых минут растерянности «мятежники» решили дать бой в городе. На всех углах появились сотни матросов, началось братание, вначале сбившее с толку штурмующих. Тем временем мятежники расставляли пулеметы по чердакам и окнам. Прекрасно ориентируясь в городе, мятежники появлялись в самых неожиданных, казалось давно отвоеванных местах.
Бригада тов. Тюленева в течение часа боя понесла невероятные потери. Колонны бойцов в полках поредели на 50 %. В строю осталось не более 40 % командного состава. Расстроенная бригада была приведена в боевой порядок и снова брошена на штурм.
Казалось, что победа уже близка, однако «мятежни¬ки» предприняли ожесточенные контратаки. В районе Якорной площади головные красные части - 187-я и 32-я бригады попали под перекрестный удар и вынуждены были отступить.
К 16 часам мятежники перешли в решительную контратаку и красные части стали отходить на лед. В это время под огнем подошел 27 кавполк и отряд питерских коммунистов.
Настойчивые просьбы, о присылке артиллерии, наконец, возымели действие. И к вечеру 17 марта взвод легкой артиллерии открыл огонь по зданию Машинной школы. К исходу 18 марта планировалось применение химического оружия.
Стремление «заправил» мятежа взорвать перед отходом линкоры «вызвало возмущение… части команды, и в ночь с 17-го на 18-е старым матросам удалось захватить власть на кораблях и арестовать офицеров и некоторых вождей мятежа».
Части понесли значительные потери: комсостава 130 и красноармейцев 3013 человек. Впоследствии было уточнено, что по 7 армии погибло: красноармейцев 486, из комсостава 31, без вести пропавших 828 и 39, попавших в плен 714 и 17, контуженных 99, раненых 2370 и 108.
У «мятежников», по сведениям белой прессы, убито 600 и более 1000 ранено.
Но если сравнивать воспоминания участников с докладами командиров, они кажутся весьма заниженными...
В. КРАСНОЯРОВ, кандидат исторических наук