Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Суд или месть?
09 июня 2006 г.
Власть и гражданское общество Отказ управлять странами и обществами методом наследственной монархии породил противоречие между огромными административно-распорядительными полномочиями государственных служащих и мизерной реальной ответственностью этих людей перед населением.
Чтобы это противоречие не бросалось в глаза, оно упаковано в словеса про общество равных возможностей. Единичные случаи перехода людей с одного уровня на другой в социальной иерархии раздуваются средствами информации как закономерный итог старательности человеческой. На самом же деле все общество занято лишь тем, что постоянно перемещается внутри своего уровня с позиции на позицию.
Прием простенький, потому и продуктивный. Исключение возводится в категорию правила, беспардонно эксплуатируя стремление людей к лучшей доле. При этом исключительность, необычность происходящего блокирует возможность критического осмысления произошедшего. «Произошло чудо» - что же в таком случае обсуждать критически?
Равные возможности, проявляемые в конкуренции, выдаются и за гарантию общества от доминирования корпоративных и частных интересов. Декларируется, что взаимно противоположные корпоративные и частные интересы уравновешивают друг друга. Тут имеется сразу два допущения, лишенных реальной основы.
Первое – это то, что на каждый интерес обязательно должен найтись интерес противоположный, и второе - что неразборчивость в средствах отстаивания своего интереса исключена.
Первое допущение игнорирует принцип оптимизации энергетических затрат. Проще говоря, если нет никаких явных препятствий на пути следования к цели самым коротким и самым легким путем, скажем, по головам соотечественников, то количество желающих поступать именно так будет гораздо больше, чем тех, кто будет искать путь, отвечающим тем или иным морально-нравственным нормам. И уж совсем мало окажется тех, кто увидит свой интерес в противостоянии такому движению.
Второе допущение призвано исключить использование средств государственного принуждения и подавления в частных и корпоративных интересах. На практике же первое, что ставится на службу таким интересам, – это государственная машина. И уже только потом, когда появилась уверенность безнаказанности и вседозволенности, начинают прилагаться усилия к выстраиванию схем собственно достижения цели и наполнение их финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами.
Из века в век, из формации в формацию подобная ситуация повторяется. Но эти закономерные провалы представляются как исключительные и случайные ошибки. Ошибка, безусловно, есть. Ошибка в том, что во всех подобных концепциях отвергается вероятность существования реального человека со всеми его достоинствами и, прежде всего, недостатками.
Напротив, эти допущения получают право на жизнь исходя из признания, что человек идеальный реально существует или вот-вот появится. Но, так как такого человека на самом деле в природе не существует, ошибка «исключительная» приобретает характер системной. То есть сколько бы раз люди не пытались считать себя лучше, чем они есть на самом деле, и на этом основании выстраивать какие либо общественные отношения, рано или поздно все опять будет сведено к подавлению. Одни группы, обладающие некоторыми формальными признаками сходства, будут подавлять все остальное общество, члены которого по какой-либо причине лишены таких признаков. Либо наличие у них этих признаков сходства не принимается во внимание членами доминирующей группы из соображений выгоды. При этом основным средством подавления будет традиционно выступать государство.
Прежде всего, следует зафиксировать в общественном сознании, что существует вероятность совершения преступлений не только граждан друг против друга, но и государства против граждан в частности, и населения в целом. Сегодня такая вероятность замалчивается как несуществующая, несмотря на многочисленные исторические примеры. А убедительность опровержений фактов подобных преступлений очень напоминает убедительность ловеласа, соблазняющего неопытную гимназистку.
Вторым шагом следует считать появление явных и ясных формулировок тех действий власти, которые способны нанести непоправимый урон населению государства. Для этого накоплен уже вполне достаточный опыт. Сегодня вполне реально не только прогнозировать средне- и долгосрочные последствия действий лиц, наделяемых государственными полномочиями, но и описывать эти действия в виде вполне связных формулировок намерений, процедур и последствий именно преступной деятельности против либо всего, либо большинства населения.
Наблюдается парадоксальная картина. В государстве перманентно совершается самое распространенное в современных условиях преступление против собственных граждан – это истребление коренного населения. В это же время в этом же государстве политики, как обладающие управленческими функциями, так и пребывающие к ним в официальной оппозиции, заняты чем угодно, кроме описания фактов такого преступления. В результате, даже то, что вполне доступно для регламентации и последующего предъявления в качестве судебного обвинения преступному режиму, остается на уровне эмоционально насыщенных призывов к отмщению в будущем. Именно к отмщению, так как судить никого без предварительного обозначения границы дозволенного и переступания им такой границы невозможно.
Убеждать население в реально существующем пути внесудебной и внеправовой расправы над любым представителем режима, утратившим власть, вредно и опасно. По сути дела – это разжигание мстительности населения по отношению к действующим органам государства.
Чтобы рассмотреть это же явление и в правовом аспекте, следует принять за основу тот факт, что для любой правовой нормы неизбежен порядок прохождения как минимум двух ступеней в своей эволюции: это формальное ее возникновение и функциональное становление в том обществе, для которого она предназначена. Наблюдая то, под какими предлогами «оппозиция» игнорирует необходимость сформулировать понятие «преступление государства против народа», можно смело утверждать, что собственно как ПРАВОВАЯ норма, ограничивающая возможности для подобных преступлений, не интересует никого из тех, кто борется, или создает иллюзию, что борется с любым действующим режимом.
Можно смело утверждать, что борьба за закрепление в нормативных документах неисчислимых прав за гражданами государства - не более чем средство отвлечь их от осознания того, что они - не более чем объект управления, лишенный свободной воли и человеческого достоинства. Воля и человеческое достоинство отняты у людей одновременно с их естественным правом судить. Судить о том, как далеко могут зайти те, кому доверяется управление государством. Месть как альтернатива суду, даже если таковая и свершится, - очень слабое утешение.
Ведущий рубрики
В. КИРКИН, доктор философии.
Просмотров: 448