Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Подберезовики
15 мая 2007 г.
ВЛАСТЬ и ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОСовсем недавно страна стала свидетелем двух исключительно противоречивых событий общественной и политической жизни. Первое из них - это консолидация в едином порыве представителей совершенно разных относительно друг друга направлений общественного развития. Назвать эти направления политическими силами сейчас уже очень сложно, так как они лишь показывают то или иное направление развития страны, но не обладают возможностями увлечь в этом направлении кого-либо. Второе событие - это неадекватно жестокая реакция органов поддержания порядка в стране на проявление такой консолидации.
Когда улеглись эмоции, появилась возможность оценить оба эти события спокойно и в гармоничной связи с другими проявлениями активности в стране и в мире, и тогда стало очевидным, что сконцентрированная на узком пространстве и в короткое время картина противостояния «прогрессивной» общественности и государства - не более чем игра в поддавки. Причин этому несколько.
Самая главная причина – отказ имперского, или почти имперского государства привлекать как широкие слои населения, так и народа в целом, к определению своей собственной судьбы. Очевидно, дело тут в банальном экономическом расчете. Любые народные чаяния требуют расходов. А именно: расходов от государства, консолидировавшего ради этого все бюджетные средства в своем распоряжении. Могут понадобиться расходы на общие нужды народа и частные потребности отдельных его групп, и не всегда эти траты могут быть народом оценены как милость. Не дай Бог, их воспримут как явную и прямую обязанность государства по отношению к народу. И какая же польза власти от таких трат?
Мало того, чаяния народные противоречивы и невнятны. Выявить их, определить степень их народности крайне сложно. Этот путь чреват ошибками и грозит карьере как государственным служащим, так и самой власти. Гораздо проще эти чаяния сформировать. Причем сформировать уже под приготовленную к их удовлетворению инфраструктуру. Траты меньше, а почету больше.
А дальше уже все пойдет как по маслу. Нет в аптеке бесплатных лекарств – нуждающиеся в них люди в едином порыве отказываются от них в пользу денежной компенсации. Нет в избирательных списках кандидатов, за которых хотелось бы проголосовать, - не беда! Можно сделать это по уже сложившейся привычке или вообще не делать. Закон уже позволяет это не делать. Презумпция невиновности, закрепленная конституционно, может легко быть исправлена изъятием из-под нее всех случаев взаимоотношений простого водителя и инспектора в милицейской форме на пустынной дороге, или же такого же простого налогоплательщика и другого инспектора, но уже в цивильном платье. И плодятся инструкции и наставления: как во внесудебном порядке определить компанию заведомо недобросовестную, как отнести тот или иной вид хозяйственной деятельности к разновидности налогового правонарушения, как остановить, минуя решение суда, деятельность любой компании, руководствуясь лишь собственным подозрением. Ничего удивительного в этом нет – любишь жить в империи, люби и имперские капризы сносить.
Другая причина, непосредственно укрепляющая первую, - попустительство империи по отношению к вольнодумию среди своих подданных. Почему укрепляющая? Да очень просто – чем шире спектр политических воззрений, тем слабее их равнодействующая. А именно ее величина может в той или иной степени побеспокоить власть. Когда либералы осуждают большевиков, когда националисты спорят с интернационалистами, а западники с евразийцами, тогда золотой петушок тревоги сидит на спице смирно. Этим людям никогда друг с другом не договориться. А посему пускай шумят. Тем более, когда это потребуется, всех их, как несогласных, можно собрать в одно и то же время в одном и том же месте и поколотить милицейскими дубинками. Эта разношерстная публика почувствует себя государственной оппозицией и возгордится, а официальные органы получат безусловное право усилить, укрепить, всесторонне подготовиться и т.д., и т.п. Да, в конце концов, просто заявить о наличии неугомонной оппозиции, а стало быть - об отсутствии тоталитаризма. Вот все и в выигрыше в этой игре в поддавки.
Но нельзя забывать и еще одну причину – это формально существующую в стране демократию, то есть наличие у кого-либо каких-то там прав. Обстоятельство с имперской точки зрения неприятное. Скажем, подойдут выборы, а устойчивых политических сил, способных удовлетворить ожиданиям публики и разжечь ее любопытство интригой, нет. А без интриги кому же будет интересно потратить свой выходной день на участие в бесполезном ритуале. Документально подтвердить явку, конечно, в этой ситуации несложно. Но зачем идти этим непростым путем, когда вот оно - чаяние народа. Публика жаждет интриги.
И что мешает его - это чаяние - удовлетворить? Да ничего. Что для этого надо? Сущие пустяки – осознание безвыходности существования у собственного народа и его озлобленность, вначале глухая и бесцельная, а ближе к выборам явная и целенаправленная. Мне могут возразить, что их нет в обществе. Так, собственно, и не время пока. В многонациональном и неоднородном по религиозным пристрастиям государстве целями для вымещения накопленных озлобленности и чувства безысходности удобней всего выбрать своих соседей, отличающихся от тебя по внешности и поведению. В нужный момент и при удобных обстоятельствах тебе их услужливо поименуют и преподнесут как представителей другой цивилизации - и дело в шляпе. Полыхает конфликт цивилизаций. И это уже не какие-то там взорванные далеко от тебя дома и не какая-то там совсем не страшная террористическая угроза, а все явно и в твоем присутствии происходит. Ты все это руками, куском арматуры, лезвием ножа потрогать можешь.
Вот вам и интрига. По сути - чистый реализм, даже натурализм; по форме же исполнения - реальное интерактивное шоу. И в этот момент появляется спаситель. Кто же он? Да тот, кто сможет этот конфликт погасить в рамках диалога. Война-то также уже утратила свое электоральное воздействие. Интрига налицо. Конфликт погашен. Тела тех, кому не повезло в этот раз, преданы земле. Жизнь вступила в новый восьмилетний цикл.
Не всем это пока понятно, особенно на чужбине, на берегах туманного Альбиона, но что поделаешь? Раз есть сведения, что будет избиение несогласных, раз в самих Соединенных Штатах на этой эмоциональной волне говорят целый доклад о попранных в стране бывших советов правах каких-то граждан, то самое время разразиться бурей негодований в привычный адрес. В конце концов, к подобным человеческим слабостям следует относиться с пониманием. И уж совсем не стоит прилично подготовленный и произнесенный в очень удобное время экспромт ставить в разряд политических действий. Неровен час, когда эта ошибка в классификации явления породит в нашей стране целую плеяду говорунов о возможности - и даже необходимости - решать вопрос смены власти в стране при помощи силы. И как прикажете их после этого называть – «подберезовики»?
В. КИРКИН, ведущий рубрики, доктор философии.