Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кипящий котел – символ Кронштадта
06 августа 2007 г.
Рычрет, Риссерт, Реттусари, Кеттусари - под разными именами упоминался остров Котлин в истории.Откуда произошло его нынешнее, закрепившееся навсегда название, доподлинно неизвестно. Ведь родилось оно в незапамятные времена, - это подтверждают старинные карты. Существует и легенда, объясняющая название острова.
Когда к его берегу впервые подо¬шла яхта Петра I в сопровождении галиота, солдаты шведского сторожевого отряда, завидев русские корабли, бросились в лодки и скрылись. Бегство их было столь поспешным, говорит легенда, что на неприятель¬ском привале остался гореть костер, на котором в кот¬ле варилась еда. Есть мнение, что отсюда пошло название - «шведский стол». И совсем не случайно в герб Кронштадта, наряду с двумя важными символами морско¬го города - маяком и зубчатой стеной крепости - входит и символичес¬кое изображение котла.
Нет нужды опротестовывать эту достаточно укоренившуюся легенду, но не сложно предположить совсем иное. Безобидным кажется остров в ясную погоду. Но во время шторма остров, окруженный многочисленными мелями, превращался в кипящий котел. Не имея естественных гаваней, он являлся не укрытием, а ловушкой для терпящих крушение моряков.
Так, сильный юго-западный ветер, начавшийся в ночь на 7 ноября 1824 года, к утру превратился в бурю. Началось небывалое наводнение. Последствия его на низменном Котлине были страшными. Вода поднялась на 3 метра 71 сантиметр выше ординара, затопила почти весь остров, кроме небольшой нагорной части. Буря нанесла тяжелый удар и флоту. Из стоявших в гаванях и на рейдах 94 судов удержались на якорях только 12. Главный командир Кронштадтского порта доносил начальнику Морского штаба, что на мель бро¬шены 18 линейных кораблей, 9 фрегатов, 9 бригов, 5 шлюпов, 2 шхуны, 7 транспортов, корвет и катер. Затонули или получили серьезные повреждения и мно¬гие торговые суда.
Нет оснований считать, что подобные явления природы не наблюдались на острове и раньше. Как в свое время Великий океан по стечению обстоятельств был назван Тихим, так и тихий болотистый остров мог оказаться Котлином. К тому же неприятель, не звано пришедший в эти воды, всегда попадал в «котел».
Есть и еще одна причина, по которой город можно сравнить с кипящим котлом - это революционное прошлое Кронштадта. Кровь в Кронштадте пролилась как во время революции 1905-1907гг. так и в феврале 1917г., уже не говоря о марте 1921г.
Якорная площадь – своеобразный митинговый котел, как яркий прообраз киевского майдана, задавала тон всей политической жизни Кронштадта. В частности, под ее давлением произошло участие кронштадтских моряков в демонстрации, состоявшейся 4 июля 1917 года. К этому выступлению вели события предыдущих месяцев: резолюции, принимаемые на кронштадтском вече - Якорной пл. в течение всего 1917г. были левее, чем у представителей самых левых партий. Даже большевикам приходилось сдерживать ультралевые настроения кронштадтцев.
За короткий срок партийная организация по числу своих членов вышла на третье место в России. Под воздействием Якорной площади в партию большевиков было привлечено большое число молодых, энергичных, но мало искушенных в политике людей. Очевидно поэтому сдержать революционный порыв масс не удалось. Политический кризис разродился полумиллионной демонстрацией в столице, в которой кронштадтские моряки приняли самое активное участие. Именно они стали жертвами кровавой трагедии: по демонстрации был открыт огонь. Доказать причастность Временного правительства к этому событию было почти невозможно. Гораздо проще было обвинить большевиков в содействии кайзеровской Германии. По большевикам был нанесен серьезный удар.
События 4 июля 1917 года в Петрограде безошибочно можно считать если не началом Гражданской войны, то, по меньшей мере, переломным моментом, после которого чаша весов качнулась в другую сторону. Демократическому развитию революционных процессов окончательно пришел конец. Варившаяся в Кронштадтском котле смесь, оказалась взрывоопасной.
Как бы хотелось, чтобы в ближайшие годы наш «котел», как, получивший известность далеко за пределами России, колбасный завод, готовил для страны только лучшие деликатесы и не выплескивал наружу ничего опасного...
В. Краснояров, к.и.н., ст. научный
сотрудник музея «Кронштадтская крепость».