Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Моряки адмирала Брюса Фрейзера в Кронштадте 1946 год
08 августа 2007 г.
Торгово-промышленная палата г.Кронштадта готовит к выпуску книгу воспоминаний Саксина Ивана Михайловича, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, капитана 2 ранга в отставке.Свою военно-морскую службу с 1940г. он проходил на кораблях и в частях КБФ, а завершил ее на Тихоокеанском флоте.
Иван Михайлович - человек в Кронштадте хорошо узнаваемый. Он сделал много для сохранения памяти о славных и трагических страницах военной истории нашего города. Именно, благодаря настойчивым призывам Ивана Михайловича, на западной стене Кронштадтского адмиралтейства появились мраморные плиты с именами героев, перечислением частей и кораблей, защищавших наш город. И. М. Саксин подготовил десяток статей и книгу -брошюру по военной истории нашего города «Оглядываясь назад». В 85 лет Иван Михайлович бодр и полон сил.
Редакция газеты «КОТЛИН» предлагает Вашему вниманию выдержку из главы его будущей книги.
Однажды, рассматривая ленинградские газеты и газеты военного ведомства «Советский моряк», я наткнулся на любопытную информацию, которая несколько и удивила, и обескуражила меня описанием довольно не ординарного события в жизни и флота нашего, да и, можно сказать, всей страны в целом.
Я несколько раз перечитывал заметку «спецкорреспондента газеты», которая так и не дала мне ответа на половинчатое освещение свершившегося факта. Вот дословное содержание этой информации:
«На празднование Дня ВМС СССР в субботу 27 июля 1946г. на Большой Кронштадтский рейд прибыл отряд Королевских ВМС Великобритании в составе эскортного авианосца «Триумф» и эсминца «Рэпид» под флагом адмирала Брюса Фрейзера. Вечером ЭМ «Рэнид» с адмиралом Б. Фрезером пришел в Ленинград и встал на бочку у моста Лейтенанта Шмидта. На набережной Красного флота британского адмирала встретил Старший морской начальник г. Ленинграда вице-адмирал Г. А. Степанов. В почетном карауле стояли курсанты 5-го курса Высшего Военно-Морского училища им. Ф.Э. Дзержинского.
Это был первый за годы после октября семнадцатого визит боевых кораблей ВМС Великобритании в город на Неве. Десять дней ленинградцы, кронштадтцы и балтийцы оказывали теплый прием английским морякам. Вспоминая об этом, капитан 1 ранга в отставке А. Уваров пишет: «29 июля нас большую группу курсантов училища, пригласили в гости на ЭМ «Рэпид», где старший помощник и инженер механик провели с нами экскурсию…».
И все. Больше информации об этом событии ни в каких газетах местных, не говоря уж о центральных, не обнаруживалось.
Я задумался: как же так? Ведь в действительности–то события разворачивались по более широкому плану, и самая первая встреча «в живую» и с британским адмиралом, и с членами экипажей кораблей наших гостей произошла в Кронштадте.
Почему автор газетной информации не упомянул об этом – неизвестно. То ли он не располагал достоверной информацией (т.е. не владел кронштадтской обстановкой), то ли по чьему-то распоряжению свыше об этом не разрешено было сообщать. Город - то был закрытым!
Так как по времени с того памятного дня, когда на Большом Кронштадтском рейде появились корабли адмирала Фрейзера прошло более 60 лет, думаю, что не раскрою никакой военной тайны, рассказав о первом и втором днях встреч с англичанами на острове Котлин.
Считайте, это как хотите – хоть новой, хоть другой версией, но я буду рассказывать как живой свидетель и участник этих незабываемых событий.
…. Летом 1946года в Балтийское море зашел отряд кораблей ВМФ Великобритании в составе авианосца «Триумф» («TRIUMF»), двух фрегатов и танкера. Корабли Королевского флота шли с дружественным визитом в Советский союз, а конкретнее – в Ленинград. Командовал отрядом кораблей известный английский адмирал Б.Фрейзер.
Погода и метеоусловия в те дни были благоприятными для плавания, но длительное время устойчиво дул восточный ветер, который угнал воду из Невской губы. Уровень воды в этих местах «Маркизовой лужи» значительно понизился. Короче говоря, вмешались внешние силы природы. Видимо, так было угодно Всевышнему.
Все корабли, войдя на Большой Кронштадтский рейд, встали на якорь.
Доложили, что, «Триумф» из-за мелководья в морском канале дальше идти не может. Было принято решение: дружественный визит в Ленинград осуществляют два флагмана, а авианосец и танкер остаются в Кронштадте и адмирал Б. Фрейзер наносит визит коменданту Крепости вице-адмиралу Ю.Ф. Раллю.
Такого поворота событий заранее не было предусмотрено в планах принимающей стороны. Началась лихорадочная (в пожарном порядке!) подготовка для нормального проведения такого ответственного мероприятия в Кронштадте.
… Если не ошибаюсь, день был субботний, время послеобеденное. В воинских частях оставалось минимальное число офицеров и сверхсрочников. Основная масса уже уехала к семьям в Ленинград или разошлась по своим квартирам здесь же на острове.
В то время я в звании старшины 1 степени сверхсрочной служил в Краснознаменной школе связи им. А.С. Попова и тоже направлялся в сторону КПП, чтобы покинуть территорию части. Окно кабинета помощника начальника школы по строевой части майора А. Голомбика выходило как раз в сторону контрольно-пропускного пункта.
- Саксин! Срочно подымайся ко мне в кабинет!
- Вот что, дорогой мой, все твои планы меняются. Срочно переодевайся по форме №2 первого срока, прикрепи все свои награды. А если кто-нибудь из участников войны есть еще на территории школы – возьми у них парочку медалей на время.
Я недоумевал: всерьез говорит всегда строгий майор Арон Соломонович Голомбик, или шутит, разыгрывает меня.
Он мне торопливо пояснил создавшуюся ситуацию. Оказывается, командованию школы приказано выслать на набережную Итальянского пруда знаменный взвод со знаменем школы для встречи английского адмирала Фрейзера.
- Вам выделяются 12-15 человек курсантов с оружием, вручается знамя. На сборы 15 минут и бегом к Итальянскому пруду!
Короче говоря, в назначенное время знаменный взвод стоял на указанном нам месте. Комендант Кронштадтской Военно-Морской Крепости вице-адмирал Ю.Ф. Ралль сам расставлял по ранжиру нашу группу, поправлял бескозырки, поясные ремни, приговаривая:
- Отдышитесь, отдышитесь. Самое главное - не волноваться и всем принять бравый вид. Мы встречаем сэра Брюса Фрейзера, адмирала Великобритании, который начал службу на флоте еще в 1902 году, участвовал в 1-й Мировой войне. А в минувшую войну руководил организацией морских конвоев в СССР и командовал флотом Метрополии. Корабли его эскадры потопили немецкий линкор «Шарнхорст»…
Награжден советским орденом Суворова 1-й степени.
Я слушал внимательно слова нашего адмирала и в уме сопоставлял две эти личности, с кем предстояло встретиться сегодня. Мне было известно, что вице-адмирал Юрий Федорович Ралль тоже участник 1-й Мировой войны, бывший офицер российского Императорского флота. Принял революцию. Честно служил на Северном военно-морском флоте. Командовал линкором «Петропавловск», был начальником Военно-Морского училища им. Фрунзе, начальником Управления боевой подготовки ВМФ. В период Великой Отечественной войны был назначен начальником Минной обороны Балтийского моря. Участвовал в Таллиннском переходе в конце августа 1941 года, командуя арьергардом, держал свой флаг на эсминце «Калинин». На переходе адмирал Ралль был тяжело контужен. В конце сентября 1941 года Юрий Федорович был назначен начальником Штаба КБФ. Летом 1944 года в ранге командующего Кронштадтским Морским Оборонительным районом /КМОР/ руководил десантными операциями по захвату островов Выборгского залива. Среди моряков Балтики вице-адмирал Ралль пользовался непререкаемым авторитетом за его простоту в обращении, справедливость, личное бесстрашие, находчивость и решительность.
....Наконец, со стороны Голландской кухни появился адмиральский катер под флагом Великобритании. Английский адмирал спешно поднялся на стенку. Адмирал Ралль по русски представился адмиралу Фрейзеру и помню, закончил свою речь словами: «Вас приветствует знаменитая группа Кронштадтской Крепости с боевым знаменем одной из военных частей, участвовавших в войне с Германией и защищавшей нашу Северную столицу – город Ленинград».
Оба адмирала и сопровождающие их переводчики и свита прошлись вдоль нашего строя. Было очень интересно сравнивать фигуры обоих адмиралов: Ралль – стройная «поджарая», явно по-юношески спортивная, живая, загорелая;
Фрейзер – грузноватая, без признаков какой-либо растительности на голове, тоже очень загорелый, красивый , старше средних лет человек с очень характерной степенной походкой. На его груди красовалось примерно 7-8 рядов боевых наград. В те годы еще никто из наших военачальников не носил (и не имел!) столько орденских планок.
На другой день состоялась неформальная встреча в банкетном зале Базового Матросского клуба.
Встреча прошла очень хорошо. Нас рассадили за большой обеденный стол через одного: англичанин – русский – англичанин – русский. Хорошо помню, что вскоре после первых тостов, некоторые представители туманного Альбиона почему-то стали сползать под стол. Но все это происходило без шума и громких разговоров. Явно сказывалось отсутствие опыта и навыка в общении с русским напитком - водкой!
Члены же нашей стороны предварительно выпили по кружке сладкого чая и съели по куску булки с троекратной нормой сливочного масла, накрытого в добавок толстенным куском сыра. Это был тактический ход, оправдавший себя на 100%.
Через определенное время в банкетном зале появились британские военные в морской форме красного цвета с резиновыми дубинками на поясе. Нам пояснили, что это королевская морская полиция с авианосца. Они вежливо забирали ослабевших и уводили их из помещения на улицу. «Потерь» с нашей стороны замечено не было. О деталях встречи на высшем уровне в салоне коменданта крепости мне не известно.
Дальнейшая встреча с британскими союзниками продолжалась на стадионе Учебного отряда, где состоялся товарищеский футбольный матч.
Матч прошел и закончился очень дружелюбно. Особенно запомнилось, как несколько английских моряков, выгребая из карманов целые пригоршни мелкой разменной монеты своих удивительных фунтов стерлингов – пенсов – к неописуемой радости футбольных болельщиков – старых и малых – разбросали их по всему полю стадиона.
До позднего вечера на улицах и в кронштадтских парках можно было встретить обнимающихся «наших» и «не наших». Этим вот и запомнился первый в послевоенные годы дружественный международный визит кораблей отряда адмирала Фрейзера в Кронштадт в 1946 году.
Я горжусь тем, что именно мне сэр Брюс Остин Фрейзер, почетный доктор Оксфордского и Уэльского университетов крепко – по – моряцки! – пожал руку.