Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Лечение «болевых точек» малого бизнеса
04 июля 2008 г.
26 мая в Москве прошли мероприятия в связи с празднованием Дня российского предпринимательства, который в нынешнем году впервые отмечается в стране. Состоялся Всероссийский форум «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке». Малый и средний бизнес – это класс людей, которые создают позитивный настрой в жизни общества. Малый бизнес решает важную социальную функцию, создавая новые рабочие места. Малые компании демонстрируют высокие темпы роста, которые превышают общеэкономические показатели.
Их инвестиционная активность в три раза выше, чем в среднем по стране, каждая третья компания в России – малая, каждый четвертый занятый в экономике трудится в малом бизнесе. Строительство, торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство – это те отрасли, где прочно укоренились малые предприятия.
Ведь именно малые компании обеспечивают развитие конкуренции, именно они прежде всего обращены к потребителю. Они являются той средой, из которой вырастают и средние компании, и крупные корпорации, являются полигоном для инноваций. Наконец, именно они формируют средний класс общества. Вот почему малому предпринимательству сейчас уделяется поистине беспрецедентное внимание.
Одним из организаторов Форума выступила Торгово-промышленная палата РФ.
Выступая перед собравшимися, президент ТПП РФ Евгений Примаков отметил, что Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства РФ Владимир Путин начали свою деятельность на этих постах, сразу сосредоточившись на проблемах малого предпринимательства. Президент издал указ, а глава правительства дал ряд распоряжений, призванных залечить многие «болевые точки» малого бизнеса.
Такой приоритетный подход вполне естествен. Без создания условий для развития малых форм хозяйствования у нашей страны практически отсутствуют перспективы перехода на инновационные рельсы, становления цивилизованного рынка,свободного от удушающих объятий монополистов, наконец, радикального подъема уровня жизни населения, в чем так нуждается Россия.
В этой связи глава Палаты России привлек внимание к ряду вопросов
Первое. В Указе Президента России определены многие важные положения, улучшающие жизнь для малого предпринимательства. Но этим не ограничивается необходимость продолжения законотворческой работы в этой области. Необходимо отказаться от медлительности в решении этих вопросов.
Законодатели всех уровней должны проделать эту работу совместно с предпринимательскими объединениями. Когда такая работа ведется без участия предпринимательских структур, то неизбежны различного рода огрехи и неувязки, создающие в том числе возможность мздоимства.
Второе. В России структура малого предпринимательства уже меняется к лучшему. Увеличивается доля малых предприятий, работающих в производстве и в области научно-технического прогресса. Но этот процесс идет медленно. Его ускорение во многом зависит не только от поощрительных мер государства, но и от политики крупных компаний.
В России, по сути, отсутствует практика, когда крупные компании обрастают малыми, которым передается ряд функций в сфере не только услуг, но и непосредственно производства.
В России, как известно, недавно создан ряд государственных корпораций. Представляется, что успех их деятельности во многом будет зависеть от того, сумеют ли они создать вокруг себя малые предприятия. Иными словами, перенять хорошо зарекомендовавшую себя в индустриальных зарубежных странах модель организации производства, подчеркнул Евгений Примаков.
Третье. Малый и средний бизнес должен стать мощной силой для инновационного прорыва нашей экономики.
В США и других развитых странах малый бизнес обеспечивает 55 и более процентов инноваций. А что у нас?
С одной стороны, в России – колоссальный интеллектуальный потенциал. На недавно состоявшемся студенческом чемпионате мира по программированию наши «компьютерные» умники из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики завоевали звание абсолютных чемпионов.
Они вырвали победу у представителей знаменитого американского Массачусетского технологического института – второго в рейтинге лучших вузов планеты. Из 30 студенческих команд, показавших лучшие результаты, 11 – из России. Однако, с другой стороны, с учетом доли предприятий, осуществляющих инновации на практике, Россия прозябает на последнем месте в Европе. А ведь здесь открывается поистине необозримое поле для малого инновационного предпринимательства.
В этих целях необходимо радикальным образом скорректировать налоговую политику государства, предоставив значительные, а не символические преференции малому бизнесу. Об этом говорится давно, но как только доходит до дела, руководители финансового блока правительства тут же прикрываются вопросом: кто и как будет возмещать выпадающие доходы бюджета?
К сожалению, не просматривается радикальных новшеств и во внесенном Минфином в правительство законопроекте о совершенствовании налогообложения малого бизнеса. Даже ограниченные, косметические меры по расширению возможностей для приобретения патента и по упрощению налоговой отчетности для отдельных категорий пользователей спецрежимами, по сути, не дают никаких стимулов малым фирмам, занимающимся инновациями.
Четвертое. Резкий скачок цен на продовольствие на мировых рынках и замаячившая угроза глобального продовольственного кризиса должны заставить нас обратить внимание на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе России.
В стране действуют более 145 тысяч крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Хорошая ценовая конъюнктура осени прошлого года позволила многим из них избавиться от хронической нерентабельности. Однако ни темпы роста производства в аграрном секторе, ни качество имеющегося здесь бизнеса не соответствуют общественным ожиданиям.
Темпы увеличения производства сельхозпродукции в два-три раза ниже, чем в среднем по экономике. В результате предприниматели, занимающиеся переработкой пищевого сырья, все в большей степени зависят от импортных поставок.
Необходимо обратить особое внимание на функционирование малых предприятий потребительской кооперации. Только так можно рыночными способами повлиять на абсурдный в принципе порядок вещей, когда на пути от производителя к потребителю сельскохозяйственная продукция дорожает в три-четыре раза, подчеркнул глава ТПП РФ.
Пятое. Исключительно важно повысить доверие к малому и среднему бизнесу со стороны государства и общества.
Нет оснований изображать малый и средний бизнес как зону сплошной теневой экономики. Но именно эти стереотипы зачастую используются в качестве, с позволения сказать, аргументов для выдавливания малых предприятий с потребительского рынка и навязывания им условий неравноправной конкуренции.
Хорошо известно, к примеру, что в городах-миллионниках с согласия местных администраций развернулось тотальное наступление сетевых структур. Не иссякает поток жалоб в Торгово-промышленную палату России, суть которых можно сформулировать кратко: если где-нибудь появляется сетевой гигант, то в радиусе нескольких километров погибает любая торговая точка, принадлежащая малому бизнесу.
Но какова же экономическая эффективность этого процесса? О ней красноречиво говорит такой факт – за 2007 год сумма налоговых поступлений от торговых предприятий в бюджет сократилась почти на 20 процентов.
Сегодня у так называемых «цивилизованных сетевиков» рентабельность ниже, чем у мелких предпринимателей. Возникает резонный вопрос: почему при такой низкой рентабельности нарастает бум строительства крупных торговых центров?
Все это обязывает еще раз вернуться к рассмотрению законопроекта о регулировании торговли и потребительского рынка и принять взвешенные решения, учитывающие интересы всех участников рынка и, конечно же, граждан-потребителей.
Шестое. Преодоление всевозможных административных ограничений неотделимо от повышения роли общественных объединений самих предпринимателей.
Пришло время увеличить их полномочия в регулировании предпринимательства, передав им часть функций государственных структур. При этом важно предусмотреть меры, способные перекрыть лазейки для развития метастазов бюрократизма и коррупции в самих саморегулируемых организациях, отметил в заключение президент ТПП РФ.