Новости Кронштадта
09.04 Военные коммунальщики Кронштадта проводят весенние субботники
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Окружающая среда»? «Найти и обезвредить»!
14 октября 2008 г.
стоявшиеся, в большинстве случаев благодаря средствам массовой информации, фразеологические обороты очень часто не только затрудняют понимание темы рассуждения, но и способствуют формированию искаженных стереотипных образов. Хорошо ли мы понимаем значение таких фраз как «общественное экологическое сознание» или «экологическое воспитание». Чем экологическое воспитание содержательно и методологически отличается от экологического образования? Занимаемся ли мы «природоохраной», решая «экологические» проблемы (или наоборот)?
Вряд ли необходимо спорить о том, что все возрастающий уровень этого самого «общественного экологического сознания» уже значительно превзошел уровень экологического воспитания и, в еще большей степени, уровень экологического образования. В результате – лозунги протестных митингов общественности: «Нет! Трущобам!»; «Уплотнительной застройке - Нет!»; «Уберите транспорт от наших окон!»; «Пробки бутылкам! Транспорту дороги!» и т.п. Домитинговались до «Нет - глобальному потеплению!» (прости, Господи! Ибо не ведают что хотят). Вот только не припоминаются на плакатах демонстрантов такие истины, как: «Не выбрасывайте мусор из окон транспорта!». Не будем вспоминать о наших парадных, дворах, и улицах (в конце концов «как живем – в том и живем»), но ведь за городом про «Берегите природу!» можно вспомнить? Или нечем? Легче под чьей-нибудь эгидой организовать митинг возмущенной общественности и потребовать: «Больше дворников на каждый километр трассы Москва - Санкт-Петербург!». Митинг – это ведь несколько часов «активной позиции», а виноватый всегда найдется. Не об этом ли у Булгакова «разруха - в головах». Вывод банален – по-настоящему эффективное общественное экологическое сознание есть продукт экологического воспитания (это вначале) и экологического образования (это всю жизнь). Так же понятно, что воспитание начинается с формирования однозначно понимаемых для всех участников процесса образов, соответствующих языку общения.
Что может понять, например, ученик школы, когда слышит: «экология в нашем районе оставляет желать лучшего»? Скорее всего, поймет он то, что и имелось в виду – природа в районе сильно пострадала от деятельности человека. И это - к сожалению, ведь уровень отечественной экологии, как одного из отделов биологии, вряд ли хуже в отдельном районе, чем в целом по стране. Наверное, важно, чтобы уже со школьной скамьи (а может быть и раньше) ребенок осознавал, что непосредственной средой обитания человека, как биологического вида, является не лес или водоем. В естественной природной среде человек и суток не сможет просуществовать комфортно без защиты своих технологий и природе навредить не сможет – нечем будет. Как биологический организм человек природе вовсе безвреден (в современном своем качестве - скорее наоборот). С момента изобретения способа и инструмента (т.е. технологии) разведения костра, пошива одежды и изготовления оружия человек начал формировать искусственную среду своего обитания – антропосферу, предоставив непосредственный контакт с природой своей технологии. С природной средой теперь непосредственно общается не человек, а его технология. Именно она и прошла гипертрофированными темпами многовековой эволюционный путь от колеса до атомной энергетики и нанотехнологий. Вокруг антропосферы сформировалась еще одна синтетическая среда – техносфера. Человек запрятал себя в «матрешку» синтетических сред, откуда уже не сразу очевидно, что вид-то он биологический. А забыть - это значит окончательно потерять всякую связь с той питательной (в физиологическом, энергетическом и духовном смысле) почвой, на которую он был «высеян» вначале своего пути. Но мы вынуждены каждый раз возвращаться обратно в синтетическую среду своего повседневного обитания, где нас ждут свои, чисто человеческие, далекие от природы проблемы повседневного выживания
Говоря об экологии человека, необходимо, прежде всего, сосредоточиться на среде его непосредственного обитания – антропосфере, и это - поселок, город, предприятие, школа, дом, квартира, комната, рабочее место; это – общество, культура, религия и многое другое, из чего формируется, как принято теперь говорить, «качество жизни». Воспитание правильного отношения к среде собственного обитания, понимание того, какие виды загрязнений этой среды представляют угрозу лично каждому человеку (с учетом его биологических особенностей, включая наличие разума и духовности) и человеческому сообществу в целом - является той базисной основой, на которой можно вести дальнейший диалог о гармоничной, нравственно здоровой человеческой личности.
Экологическая специфика антропосферы прежде всего заключается в том, что наряду с чисто физиологическими показателями качества среды обитания биологического организма, среда обитания человека характеризуется целым рядом факторов, воздействующих на его психику, разум, менталитет, нравственность – все то, что формирует условия психологически комфортного существования Личности и ее гармоничных взаимоотношений с Обществом (что всегда взаимосвязано). Неблагоприятное качество таких факторов неизбежно ведет к губительным последствием для человека сначала на психологическом, а затем и на физиологическом уровнях. В случаях массового проявления таких последствий мы говорим о «болезни общества».
Учитывая это, такие факторы, по отношению к человеку, имеют чисто экологический смысл. И тогда мы можем говорить о специфических для антропосферы видах экологического загрязнения среды, их источниках и мерах защиты. Наша задача - привлечь внимание экологической общественности к направлению своих усилий в области, которая сейчас относится исключительно то к идеологической, то к политической, то к педагогической, то к культурологической (а в запущенных случаях – даже к юридической). Формирование позитивного морально-нравственного и духовного «климата» в обществе – вопрос в высшей степени ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ. Без усилий к его решению мы не можем говорить ни о здоровье человека, ни о его роли в охране естественной природной среды. Просто нет базы для такого разговора. И поздно сейчас «ремонтировать» сложившееся за последние столетия общественное экологическое сознание (хотя и это делать необходимо). Если мы хотим что-либо изменить в будущем, то основной объект внимания – наши дети и наша молодежь. Задача – же поколений, «обремененных» воспитанием на всех уровнях – от родительского до профессорско-преподавательского – вкладывать в сознание своих подопечных, наряду с правилами дорожного движения и личной гигиены, элементарные представления о факторах качества среды своего личного обитания и вдумчивого вторжения в естественную среду нашей матери-планеты.
В.Киповский, канд.техн.наук, вице-президент Фонда поддержки органов экологического контроля и обеспечения экологической безопасности СЗФО.
Просмотров: 607