Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Это не реформа армии, а огонь по своим
03 марта 2009 г.
Масштабные преобразования в Вооруженных Силах России были рассчитаны до 2012 года. Но сокращение 250 тысяч офицерских должностей в Минобороны спланировали с опережением - к концу 2009-го. Правда, не очень понятно, как это соотносится с указом президента, по которому численность Российской армии надо довести до миллиона штыков к 1 января 2016-го.«Военную реформу мы уже начали» - так заявил накануне Дня защитника Отечества начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, хотя концепцию реформы до сих пор практически никто не видел. Ни в одной демократической стране невозможно было бы представить, что столь грандиозные изменения в военной организации государства могли бы начаться без широкого обсуждения налогоплательщиков, экспертов и государственных структур.
У нас это возможно. Достаточно произнести: «Концепция существует, ее утвердил президент» - и маховик реформ закрутился. Вопрос «О ходе формирования нового облика Вооруженных Сил России» был рассмотрен Государственной Думой РФ на своем пленарном заседании. Как крутится механизм реформ, мы попросили рассказать депутата Государственной Думы ФС РФ Владимиром Николаевичем Федоткиным.
- Владимир Николаевич! Есть ли у нас армия или уже нет?
«Кошмар» - это слово звучало среди нас чаще всего, когда мы слушали отчет министра обороны РФ и его первых заместителей. Два года назад прежний министр обороны С. Иванов заявил, что реформа армии завершена, и вот через полтора года в очередной раз очередная реформа. Когда мы спросили нынешнего министра Сердюкова А.Э.: «Зачем очередная реформа?», он ответил: «Это решение высшего политического руководства страны».
Уже практически 19 лет делаются одна за другой попытки реформирования армии. Но положение почему-то меняется только в одну сторону- сторону сокращения. Поэтому разговор и в Министерстве обороны, и в ГосДуме состоялся трудный, тревожный, но достаточно откровенный. Мы хотели получить правдивые ответы, а не общие слова.
- Нужна ли нам ещё одна военная реформа, а если нужна, то какая именно? Причем не только в целом, но и деталях. Как сохранить при этом всё лучшее, что было в советской армии? Каковы социальные последствия реформы?
За последний год сильно увеличился поток писем и обращений от семей военнослужащих, обеспокоенных реформами и их последствиями. Перемены переменам рознь. Вопросов много. Ответов практически нет. Начальник Генерального Штаба генерал Н.Е. Макаров пишет: «В течение трех – четырех лет мы планируем завершить формирование нового облика Вооруженных Сил». И что будет? А что дальше?
Когда-то Дэн Сяопин сказал: «Реформа - это не революция, на нее нужно накопить деньги». Хватит ли у России денег, тем более в условиях финансового кризиса? По общему мнению, за последние 19 лет идет хроническое недофинансирование Вооруженных Сил. Денег нехватает не только на развитие, но и на простое выживание. Федеральным законом общие объемы финансирования Министерства обороны РФ на 2009 год предусмотрены в размере 1, 37 трл. руб., 2010 г. - также 1,37 трл. руб., 2011-1,47 трл. руб. Расходы на оборону растут на много медленнее, чем общие расходы федерального бюджета. Это одна из основных проблем армии. Так и хочется вспомнить слова: «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Свыше 10 лет в ГосДуме РФ лежат поправки в закон «Об обороне». В соответствии с ним удельный вес расходов на Вооруженные Силы должен составлять в валовом внутреннем продукте страны не менее 3,5%. Без этого - действительно укрепить армию невозможно. Но в 2008 году этот показатель составлял 2,6%. В 2009 составит - 2,7%.
Конечно, России нужны Вооруженные Силы, полностью отвечающие требованиям дня: с одной стороны способные сдерживать агрессивные аппетиты потенциальных противников, а с другой - способные нанести им, в случае необходимости, поражение. Две основные проблемы возникают при решении этого вопроса: судьба людей и количественное и качественное состояние техники.
Когда-то в рамках СССР мы были самой сильной военной державой. С тех пор многое изменилось. Армия практически растеряла все свои преимущества. Хотя в этом и не её вина. В то же время агрессивные аппетиты западных стран не только не уменьшились, но и наоборот увеличились. И как справедливо отвечали многие выступающие, ослабления этих аппетитов ждать не следует. Битва за ресурсы (в том числе за воду) за мировое господство усилилась. Если раньше войска западных стран стояли за тысячи километров от нашей страны, то теперь - на границе и готовы в считанные часы начать активные боевые действия. США яростно нацелены на усиление своего влияния во всех природно-сырьевых зонах мира и вытеснении России изо всех стран и со всех рынков. Одновременно они не скрывают своего стремления к контролю над всеми преобразованиями в России и странах СНГ. Они прямо и открыто стремятся к контролю над военно-ракетным комплексом нашей страны.
В одном из своих выступлений Кондолиза Райс сказала, что вмешивались и будут вмешиваться в дела России и мы никак неотреагировали на эти слова.
- Что Вы можете сказать о вооружении?
Внешние угрозы становятся всё более острыми. Уже давно нарушен военно-стратегический баланс. Мы значительно уступаем многим западным странам в отдельности, тем более блоку НАТО. На западной границы России по основным видам вооружения мы в 10-15 раз уступаем противоположной стороне.
«Сотни воинских частей из-за отсутствия необходимого количества техники и запчастей к ней или ограничены, или не способны к боевым действиям. По словам начальника Генерального Штаба Н.Е. Макарова - сегодня количество частей постоянной готовности составляет только 20%.
Не лучше положение дел и на морских границах. Так на Черноморском флоте практически одной российской подводной лодке противостоят 11 турецких. Шести российским ракетным крейсерам - 19. Вообще, соотношение сил в этом регионе 5:1 в пользу Турции. А с учетом сил НАТО в Средиземном море и 6-го флота США соотношение сил 23:1 в пользу НАТО.
Не лучше положение на Балтийском флоте. Нашей одной единственной подлодке противостоят 24 подлодки Германии, 6 - Дании, 4 - Швеции, 4 - Польши.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что тыловое обеспечение во многом будет осуществляться коммерческими фирмами. А смогут и будут ли они решать эту задачу в боевых условиях?
- Отдельный вопрос - это качество и технические возможности, в которых мы тоже уступаем.
Как и в сельском хозяйстве, в армии выбывает (списывается) техники в 10-15 раз больше, чем поступает новой. У нас в ходу техника второго поколения, а в других странах - уже пятого. Россия не построила ни одной атомной подводной лодки. За 17 лет построила всего одну среднюю дизельную подводную лодку «Санкт-Петербург». Курсанты учатся на старой технике. Ситуация осложнится ещё и тем, что из 65 военных учебных заведений останется только 10.
По ныне действующей военной доктрине в случае войны наша экономика должна перейти на военные рельсы в течение года. Но всем понятно, что такой возможности (года для перехода на военные рельсы) не будет. В ближайшие пять лет в мире появится совершенно новая техника, и чья армия не будет ей соответствовать, будет всегда в проигрыше. А как у нас? Только к 2016 году соотношение старой, в том числе модернизированной, и новой техники в Вооруженных Силах намечено довести до соотношения 50% на 50%. К 2020 году это соотношение должно составить 25% к 75%. Неужели потенциальный противник будет сидеть, и ждать, пока мы всё это сделаем. Уверен, что нет.
- Много вопросов возникает в связи с условиями жизни военнослужащих, с так называемой оптимизацией численности в войсках.
Сегодня армию только сокращают и сокращают. За 17 лет уволилось около 800 тысяч офицеров.
В ближайшие три года в Сухопутных войсках количество частей и соединений будет сокращено в 12 раз, в ВВС, ПВО и в ВМФ - почти в два раза. Ракетные войска стратегического назначения предполагается урезать на треть, а ВДВ - на 20%. Генеральный штаб будет сокращен более чем в два раза. За три года предполагается сократить больше 2 000 частей и соединений Вооружённых сил. Подобных темпов не знала ещё ни одна страна мира.
Численность Вооруженных Сил должна быть не более 1 млн. человек. В ходе сокращения произойдет огромное - в два раз! - сокращение численности офицерского состава. За последующие три года будет уволено больше 200 тысяч офицеров: из нынешних 355 тысяч должно остаться 150 тысяч. В военно-воздушных силах сократят каждого третьего офицера. Выбиваются в основном старшие и наиболее опытные офицеры (большинство из них в возрасте до 50 лет). Число подполковников сократится в 4 раза, майоров - в 2,5 раза, капитанов - в 1,8 раз. Причем большинству из них 35-40 лет - люди в расцвете сил. Увеличится число лейтенантов и старших лейтенантов. Конечно, нас больше всего интересовал вопрос: не ухудшит ли это управление войсками, решение поставленных перед ними задач? Смогут ли эти лейтенанты умело управлять войсками в случае военной ситуации. Любые конфликты приобретут для нас серьезный характер.
Очень остро стоит вопрос обеспечения и действующих, и увольняемых военнослужащих жильем. Как решается этот вопрос?
В декабре 2008 г. премьер-министр В.В. Путин во время телеобщения с населением России заявил: «В течение 2010 года все офицеры должны быть обеспечены постоянным жильём, а в 2012 году всех военнослужащих – служебным». Правильная, на наш взгляд, задача. Но что для её решения выделяется?
На строительство постоянного жилья с объектами коммунального хозяйства в 2009 году предусмотрено 31,9 млрд. руб., что позволит получить около 17,7 тыс. квартир, в следующим 2010 году - 27,8 млрд. руб. (около 14 тыс. квартир). Служебных квартир в 2009 году будет приобретено 4,2 тыс., в 2010 году - 6,5 тысяч. Много это или мало? Только в сухопутных войсках необеспеченны служебным или постоянным жильем свыше 60 тысяч семей военнослужащих. А в целом по армии - в несколько раз больше. Не случайно Министерством обороны разработан Стратегический план по улучшению жилищных условий военнослужащих и их семей до 2020 года, а не на ближайшие 3 года, как указывает глава Правительства РФ. А ведь всем известно: нет жилья - нет семьи. Нет семьи - нет детей. Нет детей - нет страны.
Как спасительный вариант называют государственные жилищные сертификаты. Прежде всего, их выделяют в 2-3 раза меньше, чем требуется. Кроме того, они не обеспечивают и половины стоимости квартиры. Рыночная стоимость значительно превышает утверждённые Министерством регионального развития нормативы стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Недостающие средства офицеры должны найти самостоятельно. Для большинства это просто не реально. По официальным данным 30,6% семей военнослужащих находятся за чертой бедности. Мы считаем, что необходимо выделение не сертификатов, а выделение жилья в натуре и по избранному военнослужащим будущего места жительства.
- В связи с сокращением военнослужащих произойдет «высвобождение» несколько сот военных городков. Какова будет их дальнейшая судьба?
Судьба незавидная. Сегодня там плохие дороги, изношенное жилищно-коммунальное хозяйство, нехватает поликлиник, детских садов. Их нужно ремонтировать сегодня, пока они в составе Вооруженных Сил. У местной власти денег на это нет и, скорее всего, не будет. По итогам обсуждения данного вопроса от депутатов нашей фракции Президенту РФ было направлено два документа с предложениями.
- Есть ли какие-то предложения, касающиеся ветеранов Вооруженных Сил?
Они касаются не только действующей армии, но и ветеранов войны и военной службы. Например, перевести ветеранов военной службы в разряд федеральных льготников; добиться выполнения Указа Президента РФ от 30.09.2004г. №1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих»; восстановить систему проезда ветеранов военной службы и членов их семей к месту санаторно-курортного лечения и обратно; вдовам, получающим пенсию за умерших мужей, ветеранов войны и военной службы, размер пенсии увеличить соответственно до 60%; пересмотреть систему начисления процентов на пенсионные вклады граждан во всех банках России и производить её не ниже уровня инфляции.
Есть много и других предложений. Реализация их позволит не только укрепить Вооруженные Силы, но сохранить людей и обезопасить Россию.
Беседовал В. Шиманский, капитан 1 ранга запаса.
Газета Котлин №03 2009г
Просмотров: 1186