Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Я - корабль конвоя. Я себе уже всё доказал»
05 мая 2009 г.
Перелистывая страницы всемирной паутины, я наткнулась на упоминание о недавних водолазных работах на затонувшем в ноябре 1941 года в Финском заливе эсминце «Гордый». На нем служил и погиб мой дед, старшина 2-й статьи Алексей Ахматов, несший вахту в первом машинном отделении.
Меня поразил вывод водолазов: «по внешнему виду корабль до сих пор находится в боевой готовности». Возможно, я первая из третьего поколения членов экипажа «Гордого», обращаюсь к памяти не только своего деда, но и всех его боевых товарищей.
Шел пятый месяц войны. Немецкая оккупация Таллина значительно осложнила положение Военно-морской базы Ханко или Гангута, как стали тогда называть полуостров, вспоминая победы Петра. База и гарнизон численностью 30 тысяч человек оказались в глубоком тылу противника. Встал вопрос об эвакуации гарнизона... За ним и был снаряжен очередной конвой, в составе которого находился эсминец «Гордый». Им командовал капитан 3-го ранга Евгений Борисович Ефет.
Световой день 13 ноября конвой простоял на Гогландском плесе, переживая нешуточный шторм. Немецкие мины, сорванные с якорей, гонимые волной и ветром, ударялись о прибрежные скалы и с грохотом взрывались. С наступлением темноты начали движение. Волны по-прежнему ошалело кидались на корабли. Тральщики «Т-215», «Верп», «Рым» и «Т-217» тралили форватер для прохода основных сил конвоя. За тральщиками следовали флагманский эсминец «Суровый», минный заградитель «Урал», еще один эсминец - «Гордый», подводные лодки и морские охотники.
По мере приближения к району минных позиций напряжение на кораблях возрастало. Шедшие впереди тральщики только подрезали мины, которые опасно болтались в кипящем море. На полубаке были выставлены впередсмотрящие. Но обнаружить мины было почти невозможно. От напряжения слезились глаза, одежда покрывалась тяжелой ледяной коркой, в каждом ударе волны чудилась мина.
По опыту «Таллинского перехода» на кораблях по бортам были выставлены краснофлотцы с шестами, чтобы отталкивать мины от корпуса корабля. Но мины появились раньше, чем их ждали. В полночь рванула первая. Она взорвалась в трале, но тральщик продолжал движение. Через двадцать минут взрыв повторился. В 00.44 справа от «Гордого» на мине подорвался и исчез в волнах катер охранения «МО-301». Еще через десять минут столб пламени выхватил из темноты разломившийся тральщик «Верп». Спустя полчаса, сильнейший взрыв вздыбил море под бортом «Сурового». Его кильватерные огни погасли. Вскоре он исчез из видимости.
Командир «Гордого» дал кораблю ход, готовясь занять место головного корабля конвоя. Пятый взрыв не оставил шанса подводной лодке «Л-2»…
В 3 часа 22 минуты наступил трагический черед эсминца «Гордый»: «Всем оставаться на своих местах! – приказал командир. – Передать по боевым постам». В тусклом свете аккумуляторных фонарей была различима огромная рваная рана в теле корабля. Тугая струя заливала машины и механизмы, била в противоположный борт. В пятом кубрике разошлись швы, пробит корпус в третьем котельном отделении, на верхней палубе трещина. Кораблю оставалось жить считанные минуты.
К «Гордому» медленно, толчками, начал приближаться «Урал», чтобы снять людей. Но к борту погибающего эсминца стали явственно приближаться новые мины, смертельные для спасателей. Для принятия последнего в его командирской жизни решения судьба отвела Евгению Ефету несколько секунд. Вскинув к губам мегафон, он твердым голосом предупредил «Урал»: «Не подходите!» В 3 часа 36 минут 14 ноября 1941 года море над «Гордым» сомкнулось. Это произошло в 7 милях севернее острова Найссар. Морским охотникам «МО-306» и «МО-108» удалось спасти лишь часть экипажей погибших кораблей. Выжившие моряки восстановили хронику событий.
Затонувший эсминец лежит на глубине 58 метров. По свидетельству водолазов, он выглядит почти неповрежденным: в носовой части - 76-мм пушка, посередине - 533-мм пусковые торпедные аппараты, один из них до сих пор заряжен торпедой. У кормы различим минный якорь, возможно, той самой мины, на которой подорвался «Гордый».
На стене Ломоносовской школы №436 укреплена мемориальная доска в память о гордом эсминце Дважды Краснознаменного Балтийского флота. В экспозиции школьного музея – экспонаты с другого «Гордого» - большого десантного корабля Тихоокеанского флота России.
Подполковник Светлана Колотова.
Газета Котлин №05 2009г