Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
Захватывающий и тернистый путь российских нововведений
10 сентября 2009 г.
Как показывают многочисленные исследования - креативность (творческая способность) русского народа очень высока, а по оценкам немецких исследователей, российские ученые и инженеры имеют наивысший коэффициент креативности в Европе.
Это обстоятельство свидетельствует о благоприятном человеческом факторе для создания инноваций (нововведений) и развития инновационной деятельности. Однако, это по сути единственное исходное преимущество, которым еще обладает наша страна.
«Каждой стране сегодня хочется иметь национальных лидеров в сфере высоких технологий», заявил в мае месяце на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты РФ премьер Владимир Путин. Но одного желания, как известно мало, необходимо еще и что-то делать. Российские власти пытаются. Например, по словам премьера, заложили в программу развития страны до 2020 года инновационное направление, и уже 3-4 года активно обсуждают возможные перспективы.
Крупномасштабные инновации в стране проводились в 30-х годах. В 50-х и в 60-х годах были ядерный и космический инновационные проекты, и на этом все.
«На сегодняшний день удельный вес инновационной продукции в российской экономике - немногим более 5%, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - меньше 10%», - признался Владимир Путин. Виной тому - ресурсы, коими Россия обладает в избытке. Уж очень велик соблазн у новых собственников, получивших ресурсы на залоговых аукционах практически бесплатно, использовать и продавать дешевые сырье и энергию, чем производить сложный, наукоемкий продукт.
Действительно, олигарх никогда не выделит на инновационное развитие предприятия 500 млн рублей, если он его «купил» за 50 млн рублей. От не сверхприбыльного актива олигархи предпочитают избавиться, чем делать нововведения. В период кризиса мы это отчетливо видим.
Об идее переломить сырьевую зависимость экономики страны говорится давно, вопрос в том - как это сделать? Нужно иметь систему управления инновационной деятельностью, создание которой было отложено известными распоряжениями правительства Е.Т. Гайдара в 90-е годы по причине ее «ненужности» для новой России.
Вернулись к инновациям только в 2007 году. В Санкт- Петербурге были приняты постановления Правительства: 20 июля 2007 г. N 881 «Об Основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» и 22 июля 2008 г. N 878, в котором официально определено, что инновационным предприятием признается предприятие по первой группе (включает точное приборостроение), у которого доля затрат на НИОКР в общем объеме затрат составляет не менее 15% от выручки и доля инновационной продукции в общей отгруженной продукции составляет не менее 20%.
К сожалению, цели определенные в них, у нас в России очень далеки от достижения.
Общепризнано, что ориентация бизнеса на знания, инновации производна от институциональной структуры. Институциональное устройство, т.е. правила, нормы и т.п., по которым функционирует российская экономика, неблагоприятны для инновационного бизнеса. И дело даже не в несовершенстве законов, а дело в так называемых «неписанных кодексах», в различного рода конвенциальных (договорных) структурах, которые не заинтересованы в нововведениях.
Для современной России характерна рыхлость инновационной инфраструктуры, т.е. совокупности юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, юридическое и иное обслуживание инновационной деятельности.
По моему глубокому убеждению в рыночной экономике нужнее не командно-административные методы, а экономические рычаги.
Важным фактором инновационного развития является технологическое переоснащение, беспошлинная закупка высокоэффективного оборудования за рубежом.
Однако, покупка новейшего оборудования для России ограничена целым рядом причин, в том числе и нежеланием западных производителей формировать серьезных российских конкурентов. Поэтому зарубежные поставщики, используя ценовой фактор, предпочитают поставлять нам оборудование устаревающих моделей.
Стремительное инновационное развитие за рубежом приводит к появлению «закрывающих технологий» - способов производства или технологий, делающих ненужными или неэффективными целые отрасли экономики, типы продукции, системы вооружений. Это мы отчетливо видим на примерах цифровой фото - видеосъемки и сотовой телефонии, которые практически закрыли химическую фото-киноиндустрию на основе фотопленки и снизили коэффициент использования стационарной телефонии.
Таким образом, появился «технологический занавес» - высокий барьер между развитыми странами, владеющими ключевыми технологиями постиндустриальной эпохи и способами их развивать и совершенствовать, и развивающимися государствами, которым остается только покупать высокотехнологическую продукцию по монопольно высоким ценам и которые не имеют шансов создать свой сектор высоких технологий.
Особой креативностью наш народ обладает в области создания эффективных оборонительных вооружений. Обладая со времен Советского союза, серьезными достижениями в разработке и производстве вооружений, поставка вооружений за рубеж является очень важной статьей дохода государства. Крушение советской системы создания и внедрения инноваций в России почти полтора десятилетия как бы не замечалось.
Однако, сейчас последствия этого воплотились, к примеру, в так называемой проблеме следующего поколения вооружений, приобретающей все большую остроту. За последние десятилетия в США, в странах ЕЭС, Индии, Китае форсированным образом разрабатывались следующие поколения военной техники (истребитель пятого поколения, беспилотные самолеты, новые средства разведки и связи, новые поколения боевых кораблей и т.д.).
В течение прошедшего десятилетия наша страна продолжала торговать вооружением, но структура этого экспорта постепенно ухудшалась. Сейчас в Индию и Китай – главных партнеров в военно-техническом сотрудничестве - поставляются технологии, а также виды военной техники, которых практически нет в российских вооруженных силах. В недалеком будущем оружие «текущего поколения» наши партнеры начнут производить сами, а оружие следующих поколений, работа над которым в России была остановлена, у нас не будет. Поэтому будет уничтожен еще оставшийся инновационный потенциал отечественного ВПК и уменьшен военно-стратегический потенциал – для решения многих задач в этой сфере просто не будет необходимых инструментов.
Менее глобальной, но не менее важной задачей является снижение государством ставки по кредитам. Сегодня она составляет более 20%, но в США, например, инновационному бизнесу дают кредиты под 0,25%.
В передовых странах изобретение - первооснова промышленной инновации, это толчок, за которым идет процесс создания, производства, качественного совершенствования нового изделия или технологии и последующей коммерциализации продукта. К сожалению, по данным Роспатента за 2008 год хотя объем заявок на изобретения вырос, однако доля российских заявителей в их числе снизилась почти на 10%. Это тревожный фактор, тем более, что Роспатент увеличил тарифы на оплату услуг по патентованию почти в два раза. По моему мнению, в качестве поддержки инновационного развития России, государство может взять на себя эти расходы.
Однако, как указывали выше, у российского бизнеса пока очень мало стимулов наращивать объем нематериальных активов, что опять-таки упирается в особенности нашей национальной экономики.
Но искать выход из создавшегося положения надо, иначе, как сказал премьер Владимир Путин, мы всегда будем в отстающих на задворках чужого успеха.
Г. Буймистрюк, доктор технических наук
Газета Котлин №07 2009г