Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Закон о торговле: возрождение России или ее колонизация?
10 сентября 2009 г.
В последнюю неделю июня «Деловой Петербург» опубликовал аж два интервью с «капитанами сетевого ритейла» - совладельцем и руководителем британской сети гипермаркетов «Лента» О.Жеребцовым и генеральным директором сети «Пятерочка», входящей в голландский концерн X5 Retail Group. Интервью достаточно схожи и общее их содержание укладывается в три фразы: «Российский предприниматель ленив и неповоротлив. Независимые магазины не имеют право на существование. Торговые сети - это лучшее, что придумало человечество, поэтому вся торговля должна принадлежать им». На первый взгляд, ничего особенного - очередной манифест «нового сетевого порядка», требующий для сетевиков Lebens Raum (жизненное пространство). В целом не выходит за рамки других деяний новоявленных хозяев жизни - гульбищ в Куршевеле, vip-вечеринок на крейсере «Аврора» и посылания всех «безмиллиардных» в известном направлении. Много хуже другое - точно также звучит и проект долгожданного закона о розничной торговле, на днях внесенного Минпромторгом в Правительство РФ. И если в такой редакции он будет принят, мало никому из жителей России не покажется.
На вопрос: Почему? Частично ответ можно найти в статье «Малая торговля - гарант независимости России», опубликованной в газете «Котлин» в январе этого года. Там же в качестве примера приводился и пример торговли чаем, давшей миру открытие Америки, создание США и чайные клиперы.
В упомянутой статье рассматривалась теория известного экономиста М.Хазина, в соответствии с которой борьба евроатлантического сообщества за рынки сбыта- первопричина всех глобальных конфликтов прошлого века, приведшая, в т.ч., к ликвидации СССР. Более того, это очевидно тупиковый путь, потому что потребность в потребителях растет значительно быстрее, чем их количество. Именно поэтому после освоения контролировавшихся СССР рынков Азии, Африки, Латинской Америки пришел черед стран Восточного блока, потом - бывших советских республик. Теперь настала очередь России. Эйфория 90-х давно прошла, и вряд ли сегодня кто-то усомнится в том, что Россия интересна Западу только как источник дешевого сырья и универсальный рынок сбыта своих товарных излишков. Показательно в этом смысле известное высказывание Маргарет Тэтчер, определившей оптимальную численность России в 50 миллионов - потому что ровно столько нужно, по ее мнению, для того, чтобы обеспечить транспортировку в Европу российского сырья, и — внимание! - обеспечить потребление избытка произведенной там продукции. Но как заставить россиян покупать исключительно импортное, причем не лучшего качества и по завышенным ценам? Метод прост - у жителей России не должно остаться выбора. Иначе говоря, торговля должна быть монополизирована и работать в интересах не российских, а иностранных производителей. Есть и идеальный механизм для реализации этой затеи - транснациональные торговые сети.
Сетевой блицкриг
О том, что творят торговые сети в России писалось уже множество раз, и их самоназвание «цивилизованная торговля» всерьез могут воспринимать только те, кто, подобно Агафье Лыковой, всю жизнь прожил в глухом таежном углу, полностью прекратив любые связи с внешним миром. Поскольку сетевой ритейл представлен в России почти исключительно иностранными и транснациональными корпорациями (вряд ли сегодня кто-то всерьез воспримет «россиянство» голландских «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», люксембургского «О'Кея», кипрской «Дикси» и пр.), они по очевидным политическим и экономическим соображениям работают в интересах стран происхождения, при этом не имея необходимости соблюдать здесь принятые «там» правовые и этические ограничения.
Итоги сетевого блицкрига ужасающи. Во-первых, это невероятный рост цен. Увы Россия стала бесспорным лидером по росту цен, прирастив за три месяца 4% и обогнав ближайших конкурентов в четыре раза.
Во-вторых, очень сомнительное качество продуктов. О том, что мы на самом деле покупаем в сетевых магазинах, подробно в своем журналистском расследовании описала Нигина Бероева из «Комсомольской правды» (см. «КП» за 5-8 августа 2008 года).
В-третьих - целенаправленное уничтожение российских производителей. Достигается это пресловутыми «бонусами» (по-русски - «откатами»), по которым до половины стоимости контракта производитель должен вернуть сетевикам.
Хотя примеры деструктивного воздействия торговых сетей на социально-экономическое состояние России можно приводить еще и еще, уже сказанного достаточно - законодательно розничную торговлю нужно регулировать немедленно - иначе завтра это будет делать незачем (в том смысле, что с туземцами по поводу колониального законодательства советоваться обычно не принято).
«Почем свининка?»
Долгие годы лежавший в Минэкономразвития и торговли (надо же было дать транснациональным сетям время закрепиться на российской плацдарме) законопроект о торговле был вместе с самим термином передан в Министерство промышленности, с тех пор гордо именуемое «Минпромторг». Вновь созданный департамент торговли возглавил - кто бы мог подумать! - бывший директор главного сетевого лоббиста Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) О.Сазанов.
Вторым чрезвычайно удачным шагом сетевиков стало сведение всей проблемы к конфликту «сетевики-аграрии» и выстраивание дискуссии только вокруг проблемы наценок и «бонусов». Но, во-первых, разве аграрный сектор - единственная отрасль российского народного хозяйства, лежащая в руинах из-за наступления импорта? И, во-вторых, разве вся история российского общества не показывает неэффективность «голых» нормативных запретов? Да вспомните хотя бы недавний - о предельной стоимости пачки сигарет. В ресторанах сразу пропали бесплатные спички, и их начали продавать вместе с сигаретами в виде «курительных наборов» - по «дозапретным» ценам, разумеется. Самые остроумные пошли еще дальше, продавая только спички, а пачку сигарет - в подарок. Не думаю, что у сетевиков меньше возможности для найма высококлассных креативщиков - а значит, пути для обхода запретов будут разработаны и внедрены. Если честно, то уже сейчас я знаю их минимум три - но не скажу.
А ситуация с городским запретом на реализацию алкоголя в мелкорозничной торговле? И пить меньше не стали, и «паленка» никуда не делась - просто торговые сети получили еще одно конкурентное преимущество. Не останавливаясь на достигнутом, международная конфедерация обществ потребителей сейчас активно лоббирует внесение изменений в российское законодательство о законодательном запрете реализации табачных изделий в торговых точках менее 50 кв. м. Связи с реальным снижением никотинозависимости нации никакой, да к тому же и в Европе сигареты в значительной мере продаются именно через киоски и автоматы. Ответ прост: «через киоски в России реализуется КАЖДАЯ ЧЕТВЕРТАЯ пачка сигарет» (Бюллетень Конф'ОП №1 июнь 2009). А значит, бороться нужно не с теми, кто продает три четверти табачных изделий, а за то, чтобы они продавали все 100%. Поскольку, видимо, сетевики относятся к той категории, о которой писали в своих «Записных книжках» И.Ильф и Е.Петров («Каждый рубль в чужом кармане он воспринимал как личное оскорбление»), конфедераты-потребители решили облегчить им «моральные страдания». Как сейчас принято говорить - «только бизнес, ничего личного».
В общем, с какой стороны ни зайди, малая торговля объявляется «неправильными пчелами, которые делают неправильный мед» и поэтому права на существование не имеющей. Чему, в общем-то, и посвящен 66-страничный законопроект, где есть даже специальные главы, описывающие «порядок отбора кандидатов на право занятия мелкорозничной торговлей».
Разрушить эту идиллию «и волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память» (где в роли пастуха - вся страна) смог только В.Путин, внезапно прервавший совещание по упомянутому законопроекту и устроивший блиц-визит в сетевой «Перекресток» в Крылатском. Помимо уже ставшего знаменитым вопроса «почем свининка?» (а там она при закупочной цене в 160 рублей стоит 320), премьер сказал и еще не менее важное: «Наша основная цель - создать цивилизованный рынок розничной торговли, на котором у покупателя будет реальный выбор - воспользоваться крупным супермаркетом, магазином шаговой доступности, ярмаркой выходного дня или небольшим торговым павильоном».
Какая версия законопроекта в конце концов победит - нужная России или транснациональным торговым олигархам - пока неизвестно. Но стоит помнить, что в экономических категориях колония - это место вывоза сырья и сбыта чужой продукции, и в случае победы сетевиков будущее России будет, увы, совсем не туманным. Но и не радужным. Как бы не пришлось тогда вспоминать грустную шутку попавших в свое время в подобный переплет аргентинцев: «Кто последний уедет - не забудьте выключить свет».
А. Третьяков, председатель Совета СПб Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
Газета Котлин №07 2009г