Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Правда, как мать: она - одна
20 октября 2009 г.
История перестаёт быть гуманитарной дисциплиной, утверждающей незыблемость общечеловеческих представлений о добре и зле. В абсолют возводится оруэлловский парадокс: «тот, кто явственно различает черное и белое, страдает дефектом зрения». История превращается в арену политиканства и игры амбиций. Победный для нас итог второй мировой войны подвергается обстрелу ее же фрагментами, заточенными по современным информационным технологиям: «В 45-м одержана Победа, но не закончена война». Пророчество современника Победы русского патриота из Лихтенштейна Эдуарда Фальц-Фейна напомнило о себе накануне 65-й весны после взятия рейхстага. Последних здравствующих солдат Великой Отечественной как будто просят: «Скажите, что всё было не так, и уходите с миром. Не мешайте «историческому процессу».
Каяться, что победили?
Историческими спецэффектами расцвечиваются стены политологических аудиторий и «буквоедов», редакций и студий. От мониторов и микрофонов отслаиваются три переходящих из одного в другой пласта Лжи, оправдываемой уточнением истории. Пласт первый - «примиряющий». Это когда победителей и побежденных «политкорректно» обезличивают как жертв тоталитарных режимов: На слуху святочный рассказ о том, как русского подростка «усыновил» немецкий полк. Так что «давай, пожмем друг другу руки, и в дальний путь на долгие года». Но, протягивая руку, у нас называют не только имя, но и фамилию деда-прадеда. У них уже редко спросишь, что по поводу тоталитаризма они думали в первый час послевоенной тишины. Не мы стояли у истоков памяти о войне. Стоит ли постфактум «братать» тех, кто при жизни этого не делал? Да и не все потомки солдат Победы поровну чтят имена упокоенных под немецкими крестами и советскими звездами - французский памятник на Бородинском поле поставили лишь к 100-летию битвы. Не довериться ли нам чутью внуков?
Пласт второй - «правдоизбирательный». Это когда события 65-70-летней давности разносятся по «частным квартирам». По принципу: каждый оценивает историю, исходя из собственных представлений о справедливости, и все правды равно подсудны. Под сенью той же богини Клио вариации этой правды смещены на обывательский уровень. «Личная правда» очевидца «замещает» правду всеобщую: «Кто вас освободил из концлагеря? - Формально - русские. Но теплым супом нас накормили американцы… Они собрали адреса наших родственников и вообще…». За этим «вообще» уже частностью кажется, кто и какой ценой спас обреченных на смерть. К этому подступает и правда эпизода в виде какого-нибудь протокола лета 45-го: «ефрейтор Красной Армии Пупкин приставал к фройлейн Гретхен». То, как этот «святой и грешный» красноармеец попал в Германию, как до этого вели себя соотечественники фройлейн на родине ефрейтора, например, в Хатыни, в этом случае выглядит чем-то сродни коммунистической пропаганде. Отсюда рукой подать до равной ответственности Германии и Советского Союза за главную трагедию ХХ века. И всё - со ссылкой на документальный источник.
На нем основывается и третий пласт - «правовой». Его содержательная суть предстаёт в манипулятивном подборе исторических свидетельств и сегодняшних правовых норм. В сумме они нацелены на привлечение нынешней Москвы к той же ответственности, которую понесла нацистская Германия. Сюда опять же притягивается «частно-национальная» логика: да, Германия проиграла войну, поэтому до сих пор возмещает ущерб от нее пострадавшим. Но между Нарвой и Вислой не счесть пострадавших и от Советского Союза. Для начала признайте это, а с компенсациями, мол, разберёмся потом. Так преступления нацизма юридически отождествляются с вводом советских войск в Прибалтику, а также в западные районы Украины и Белоруссии в 1939 году. То есть, под 30 миллионов наших соотечественников, павших за освобождение половины Европы, приравниваются к десяткам тысяч сосланных в Сибирь. И никакого, видит Бог, лукавства - просто историки подтвердили выводы правоведов.
Начало историко-обвинительному процессу положили мы сами, осудив в 1989 году пакт Молотова-Риббентропа. Это делать было решительно нельзя, памятуя о крючкотворских повадках наших еврососедей. Не дальновиднее ли было осудить сталинизм как внутриполитическую практику? Поступить так, как китайцы с не менее остро воспринимаемой фигурой Мао Цзэдуна - столько-то процентов он сделал полезного для страны, столько-то вредного. Без какого-либо международного флера. Увы, теперь нашей дипломатии предстоит всякий раз разводить моральную оценку пакта и вытекающую из его осуждения материальную ответственность. Еще наивнее ждать, что признание «международных преступлений сталинизма» избавит нас от юридических ультиматумов в у.е. Вывод советской армии из Восточной Европы сопровождали западные заверения на всех уровнях: «что вы, о каком расширении НАТО может идти речь? - Это не требует даже документальных договоренностей…» Ну, и что вышло?
Дело не в объеме и реализуемости претензий к наследнице державы-победительницы. Для нас май 45-го сакрален, как главное событие века, получившее предельно широкую и однозначную международную оценку. На таких победах строится самосознание народа, его вера в будущее. Уважая вклад союзников, все же признаем, что именно Москва задала послевоенному миру новую повестку дня. Лишить нас гордости за Победу, обречь на покаяние - значит, посягнуть на смысл существования страны - не только в качестве наследников победителей. Заметьте, более удаленная победа антанты в первой мировой праздновалась в 2008 году как триумф мировых демократий безо всяких исторических «но».
Исторический оскал висельника?
Из той же «историко-правовой» мути выплыл труп разжалованного генерала Власова: кто он - гитлеровский приспешник или борец со сталинизмом, принявший сторону нацистов для утверждения «демократии» в России? Историческое правдоискательство здесь маскирует политическую целесообразность. Безусловно позитивное событие - каноническое объединение РПЦ с РПЦЗ - изначально несло в себе риски политических диверсий. Ибо русские в США являются едва ли не единственной заметной диаспорой, не имеющей лоббистских выходов на американские власти. Их-то и насторожила перспектива создания этого лобби через представительство интересов России в РЦПЗ. В этом, собственно, и всё дело. Но прямо давить на РПЦЗ - не в традициях тамошней демократии. Поэтому из исторической хроники извлечен персонаж, предсказуемо раскалывающий зарубежных (прежде всего, американских) и российских православных. Нам предложено «облегчить душу» признанием антикоммунистической (читай, демократической) роли нарицательного предателя Великой Отечественной и по существу предъявлен ультиматум: хотите продолжения интеграции - подтвердите ее порушением символов вашей правды.
Решение РПЦЗ в пользу реабилитации Власова вызвало напряженность не только в диалоге с Московской Патриархией, но и с частью собственной паствы. Ибо неоднократным предателем брезговала значительная часть первой волны русской эмиграции, а третья, усвоившая, в том числе, советские оценки второй мировой, его на дух не переносит. Так что этот шаг является объективно антицерковным даже с точки зрения интересов зарубежной церкви. Впрочем, исторически и по-человечески фальшив сам реабилитирующий посыл: дескать, советских солдат оказалось в немецком плену так много, что их следует считать не предателями, а вооруженной оппозицией сталинскому режиму. Тогда как быть с Францией или Югославией? Там-то процент коллаборационистов был значительно выше!
В соответствии с замыслом информационной операции, рассчитаны условия ее проведения - канун 65-летия Победы, когда общественное внимание заострено на военно-исторической проблематике. Принято во внимание и двусмысленное положение московского клира - стоило ли объединяться с зарубежными единоверцами, чтобы при первом «неканоническом» споре прервать с ними связи? Учтено и внутрироссийское недовольство последствиями мирового кризиса. Оно распространяется и на нынешнюю власть, унаследованную от коммунистической. И уже наплевать на то, что в 45-м году христолюбивый демократический мир брезгливо проигнорировал антикоммунистические заслуги генерал-предателя. Нашлись и доморощенные проповедники этих заслуг, в том числе, в РПЦ. Что ж: кто-то из «митрофанушек» от церковной истории озабочен «запасным аэродромом»: не сложится карьера дома - примут в РПЦЗ как жертву интеграционного рвения. Да и поправку очередного «Вэника» будет повод принять. И все же главное в другом: популяризация клятвоотступника, внесение его имени в дискуссионное поле оставляет предательству шанс на оправдание, пусть, и историческое. Тем самым размываются устои государственного служения, и без того не богатого свежими примерами дерзновенности.
Есть, что сказать и руководству РПЦ: при любом отношении к присталинскому прошлому самой Церкви ее духовно-консолидирующая роль в современной России не может приноситься в жертву межцерковной интеграции - моральных авторитетов у церкви должно быть всё же больше, чем дипломатов - даже от Бога. Тем более что правда и праведность - понятия однокоренные. История же, как гуманитарная дисциплина - это не авторский набор историй из прошлого. Поэтому имя изменника должно исторически ассоциироваться с виселицей, которую ждет посягнувший на достоинство своего народа. А не - с возленаучным сервилизмом на потребу светских и религиозных спекулянтов.
Борис Подопригора.
Газета Котлин №10 2009г