Новости Кронштадта
20.03 Проведение весенних осмотров ЖКС № 4
19.03 В Кронштадтском доковом Адмиралтействе отметили День моряка-подводника
17.03 "Дни донора" - 23 и 24 марта
17.03 Ксения Шойгу посетила строящийся Музей военно-морской славы
11.03 Движение транспорта по Посадской улице закрыто до 9 сентября 2024 года
11.03 В Кронштадте идёт очистка кровель домов. Будьте осторожны!

Афиша-Анонсы
26 марта открытие Недели детской книги
26 марта спектакль «Мышонок, который не хотел спать»
25 марта лаборатория света «СветоПредставление»
25 марта семейная игровая программа «Раз, два, три. Начало игры»
22 марта презентация третьей книги «Корабелы Кронштадта»
«Дело Гиммлера живет и побеждает?»
28 ноября 2009 г.
Малоизвестно, но на самом деле немецкая концепция освоения оккупированных территорий не предусматривала тотальной ликвидации населения.
Во-первых, узкий слой более-менее образованных людей, готовых воспринять главенство «арийских ценностей», подлежал «германизации». Во-вторых, нужно было сохранить необходимое количество населения для обслуживания «расы господ» (для качественного выполнения этих функций они должны были уметь писать только имя и фамилию, считать до пятиста и воспринимать все, исходящее от немцев, как откровения Господа Бога, а вот умение читать полагалось не только излишним, но и вредным). Разумеется, любые «шибко грамотные» потенциальные лидеры, способные организовать противодействие оккупационной администрации, подлежали безусловному уничтожению.
Казалось бы, кошмарная судьба России, готовившаяся Третьим Рейхом, вместе с ним и была похоронена. Однако…
О том, как любезно принимают в британской столице беглых российских олигархов, воспринявших «европейские ценности», широко известно — и то, что в данном случае происходит не «германизация», а «лондонизация», сути принципиально не меняет. Транснациональные торговые сети открыто называют только себя «цивилизованными» и, в общем-то, не скрывают, что пришли в Россию насаждать «новый порядок» и учить туземцев восхищаться импортными продуктами. Главный приватизатор страны как-то рассказал о своей беседе с Маргарет Тэтчер: на вопрос об оптимальной численности населения России она с ходу ответила — «50 миллионов». Оказывается, по ее мнению ровно столько жителей России должно остаться в живых, чтобы эффективно обслуживать потребности евроатлантического сообщества — добывать и транспортировать туда природные ресурсы и потреблять излишки их товаров. Как обходятся у нас с лидерами, потенциально способными, в соответствии с четвертым ленинским признаком революционной ситуации, возглавить борьбу народа за лучшую долю, отлично показали недавно прокатившиеся по России выборы. О том, что уровень образования в России по сравнению с СССР серьезно упал, говорится немало — но никогда не думал, что настолько катастрофически, пока не посмотрел личные страницы нашей смены, нашей славной молодежи в возрасте 15-25 лет в социальной сети «В контакте». Бог с ним, что мужская часть предпочитает изъясняться в основном ненормативной лексикой, а женская — именовать себя «сладенькая радость», «зайчик сновЕдений» и «конфетточка», и все вместе они больше всего любят «Дом-2» и артиста Петросяна — в конце концов дурновкусие — не самый страшный грех. Больше настораживает огромное количество стилистических и орфографических ошибок — видимо, в скором будущем они действительно смогут грамотно писать только имя и фамилию. И уж совсем катастрофично обстоит дело с чтением: у половины раздел «любимые книги» удален за ненадобностью, у остальных самыми типичными являются ответы: «Вы о чем?»; «Никогда!»; «Только Cosmo!»…
Как же так получилось, что почти через шестьдесят пять лет после Великой Победы гитлеровская доктрина все-таки шагает по России, а идеи Гиммлера живут и побеждают?
Максим Стечкин.
Эхо далеких выстрелов
1 ноября Компьенским перемирием, означавшим капитуляцию Германии, окончилась Первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и три месяца. В ее огне погибло почти 10 миллионов человек, около 20 миллионов было ранено.
28 июня 1914г. в г. Сараево произошло событие, которое, стало поводом для начала Первой мировой войны. Член тайной организации «Молодая Босния» Г. Принцип совершил убийство наследника австровенгерского престола Франца Фердинанда и его жены. Убийство послужило лишь детонатором дальнейших потрясений, так как напряженность в Европе уже давно находилась на пределе. Истинными причинами войны стали непримиримые противоречия главных империалистических держав того времени.
Наиболее острым было германо-британское противоречие. После объединения германских государств и победы во франко-прусской войне Германия начала очень быстро развиваться и по многим показателям стала теснить Великобританию на мировых рынках. Великобритания, несмотря на свои обширные колонии, уступала ей одну позицию за другой, а потому в надежде на свой могущественный флот не прочь была решить проблему военным путем. Вторым особенно злободневным противоречием стали франко-германские отношения. Отторжение в результате франко-прусской войны развитых в экономическом отношении областей Эльзас и Лотарингия, населенных этнически близкими немцам, но исторически тесно связанными с Францией народами, больно отразилось не только на самосознании французов, но и на экономике страны.
Кроме того, были десятки других противоречий, которые в любое время могли закончиться войной. И такие войны не только назревали, но то и дело возникали, в том числе итало-турецкая война, балканские войны и т.д. Таким образом, крупной мировой войны избежать было крайне сложно.
Что касается России, то у нее были свои интересы и далеко иду-щие планы. Причем противоречия между Россией и Великобританией были не меньшими, чем между ней и Германией, но основное противоречие, не разрешенное уже в течение третьей сотни лет, было у нашей страны с Османской империей.
Трения между Россией и Великобританией отчасти сглаживались позицией Франции, которая являлась основным кредитором России. Это обстоятельство позволило нашим историкам, а главное политикам, в дальнейшем рассматривать Россию не как самостоятельного игрока на мировой арене, а как второстепенного партнера. Способствовало этому и недостаточное развитие экономики. По общему объему промышленного производства Россия обогнала Францию, но в связи с тем, что население ее было в четыре раза больше, насытить внутренний рынок собственными товарами не получалось.
Слабость российской экономики заключалась не столько в маломощном развитии промышленности в целом, сколько в ее однобоком развитии. При относительно высоком производстве предметов потребления, наблюдалось отставание в производстве средств производства, особенно высокотехнологических отраслей. Значительная часть этой продукции, ввозилась извне, главным образом из Германии. Поэтому зависимость России от нее была соизмерима с финансовой зависимостью от Франции. Особенно это обострялось тем, что не малая доля промышленной продукции России производилась на предприятиях принадлежавших немцам, как постоянно проживающих в России, так и подданным Германии и Австро-Венгрии.
Если абстрагироваться от реального положения дел, то России выгоднее было воевать не с Германией, а на ее стороне. В таком случае, во-первых, практически исключалось ведение войны на своей территории, во-вторых, можно было отказаться от выплаты долгов Франции, особенно в случае победы, в-третьих, получать значительные выгоды от продолжения экономических отношений с ее важнейшим торговым партнером Германией.
Несомненно, что при такой конфигурации противостояния: Германия, Австро-Венгрия, Италия и Россия против Англии и Франции, преимущества были на стороне Германии. Император Вильгельм фактически убедил Николая II в необходимости подобного союза на встрече в Бьёрке 24 июля 1905г., но по ряду причин договор в силу не вступил. В частности, промышленная экспансия Германии, казалась опаснее финансовой зависимости от Франции. Поэтому надлежало воздействовать на Германию военной силой. К тому же в течение всей истории наша страна вела успешную борьбу с германским напуском на Восток. Кроме того, одним из оснований, разрыва договора (который мог бы стать основой нового пакта трех императоров), было не наличие франко-русского союза, а крайняя нужда в деньгах в связи с фактически проигранной Русско-японской войной и ростом революционного движения. Таких средств у Германии просто не было. Единственный способ для России продолжить свою самостоятельную игру, могло быть не спешное подписание, а потом, такой же торопливый разрыв договора с Германией, а продолжение консультаций по этому поводу.
Тем не менее, предпринятый Россией демарш, позволил ей по мере возможности употреблять свое положение в интересах страны. Ей в условиях надвигающейся войны было необходимо воссоздать флот, что практически не возможно без развитой экономики государства.
Флот требует постоянных инвестиций, а потому несомненным дополнением должно быть наличие здоровой финансовой системы. Несомненное влияние на флот оказал переход денежной системы России на золотой стандарт. При этом возникли определенные возможности по закупке и эксплуатации самых совершенных вооружений. В этом случае флот потребовал создания соответствующей инфраструктуры, оказывающей влияние на экономику страны в целом.
Однако нагляднее всего связь экономического бума, бурного развития кредитно-денежных отношений с воссозданием ВМФ просматривается в период подготовки России к Первой мировой войне. В это время огромный золотовалютный резерв не покрывал громадных иностранных долгов, а твердость рубля, о которой так много писали, оказалась под вопросом. В этот период на помощь государству пришли коммерческие банки. Заметим, что многие из них были под сильным воздействием французского капитала.
Передовые экономисты отлично понимали, что «надо, во что бы то ни стало догнать другие страны, особенно Германию т.к. её промышленное развитие более опасно для России, чем ее армия и флот. Развитие экономической мощи России подняло бы и её военный престиж». Как в конце XIX в. строительство железных дорог повлекло развитие металлургии, так и развитие флота могло существенно изменить экономику страны. Положительным было то, что под нажимом отечественного капитала воссоздание ВМФ должно было проходить только «на русских заводах, из русских материалов и русскими рабочими». На деле, ввиду отсталости России, от этого принципа в значительной степени пришлось отказаться, но фундамент последующего развития был заложен.
Так, в докладе начальника кораблестроительного отдела 12 октября 1916г. говорилось: «За последние годы русское судостроение настолько окрепло, что может существовать и развиваться самостоятельно, и вообще прибегать к технической помощи за границей нет необходимости, кроме самых исключительных случаев».
Банки, разумеется, были ничуть не патриотичнее любых других коммерческих учреждений. Они применяют весь арсенал финансовомонополистических средств: сливают два или даже три общества в одно, создают по сути дела зачатки треста, организуют при помощи двух предприятий третье дочернее, выделяют из одного предприятия другое; арендуют и перестраивают казенные заводы. Все эти действия имеют одну цель - увеличение собственной прибыли, за счет эмиссии ценных бумаг. Но в результате государство получило развитое военное судостроение, а в перспективе планировалось создание флота торгового. Следует заметить, что все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, с которыми мы встретили Великую Отечественную войну были построены при содействии банков в период подготовки России к Первой мировой войне. Пчелы ведь тоже собирают нектар не для того, чтобы опылять цветы, но цветы расплачиваются с ними нектаром именно за это, в результате и те и другие получают средства для продления рода.
В последние годы очень часто говорят об инновационном пути развития экономики. Увы, без реального перевооружения армии и флота, эти слова были и останутся лишь пустым звуком. Флот нужно не реформировать без конца, итак занимаемся этим третий десяток лет, а снабжать всем необходимым. Иначе эхо случайного выстрела позволит ему продемонстрировать только флаг.
В. Краснояров, кандидат исторических наук.
Газета Котлин №11 2009г