Новости Кронштадта
27.11 Приглашаем на выставку "Наследие князя Владимира"
24.11 В Кронштадте заливают катки!
14.11 В Кронштадте завершены работы по газификации одной из старинных котельных города
12.11 Ограничение движения транспорта по Кронштадтскому шоссе - до 29 февраля
03.11 В школе 418 открыли памятную доску в честь погибшего героя Андрея Мищенко
02.11 Парк "Патриот" приглашает на праздник, посвящённый Дню народного единства
01.11 Горожан приглашают на передвижную выставку Российского этнографического музея

Афиша-Анонсы
8 ноября концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии
14 октября концерт «Красота окружающего мира в музыке Рахманинова»
6 октября детская развлекательная программа
5 октября выставка «Кронштадтская Александринская женская гимназия. К 155-летию основания»
5 августа Ежегодный Чемпионат Санкт-Петербурга 2023 по серфингу
Чисто петербургское преступление
16 декабря 2009 г.
В ночь с 20 ноября на 21 ноября в дом к Сергею Федорову (бывшему председателю Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе, а сейчас - председателю правления Ассоциации промышленников и предпринимателей) ворвались неизвестные в масках. Избив и заперев жену и дочь, они принялись за хозяина. Били долго, били изощренно (в ход пошли даже клюшки для гольфа, ведь Федоров - действующий вице-чемпион), требуя отдать принадлежащую малому предприятию производственную недвижимость. Итог - милиция ищет «неустановленных лиц», а Федоров с многочисленными переломами и черепно-мозговыми травмами - в реанимации, прогноз неблагоприятный.
Вряд ли это был банальный грабеж или визит отморозков, которым не хватило на дозу. Намного вероятнее, что это - логический итог того, к чему мы шли последние 5 лет в деле «поддержки малого бизнеса».
Когда по очевидным макроэкономическим причинам к Санкт-Петербургу повышенный интерес проявили транснациональные торговые сети, все прошло в рамках старого лозунга «Партия сказала - надо, комсомол ответил - есть!» - и первой жертвой пали полторы тысячи торговых точек на остановках. Были и попытки самосожжения, и суицидов (и кто возьмется обвинять в этом людей, у которых «за просто так» отняли бизнес, оставив без средств к существованию, с голодной семьей и кредитными долгами?), но, слава богу, обошлось без жертв. Островки возмущения быстро подавили, обещанных альтернативных мест практически никто не получил, и эта легкость в реализации задуманного заинтересованных лиц окрылила. Следующий шаг стал масштабнее - практически одновременно городским правительственным постановлением было продекларировано, что важнейшей стратегической задачей является «развитие сетевого принципа торговли, привлечение в город крупных торговых сетей» (что с точки зрения просвещенного европейца уже само по себе является абсолютной дикостью) и введен запрет на торговую деятельность у метро. Разумеется, запрет касался только малого бизнеса - по странному совпадению, в это же время крупный городской девелопер и владелец сетевых торговых центров обнародовал свои планы строительства над станциями метрополитена многоэтажных «храмов торговли». Правда, вышел некоторый конфуз, когда под предлогом реконструкции метро «Горьковская» была снесена расположенная там торговая зона. Город посмотрел на проект новой станции - и ужаснулся: на ее месте красовался чудовищный многоэтажный «мегаларек». Вся суть затеи, сводящейся к тому, чтобы многих «неправильных» владельцев торговых павильонов поменять на одного «правильного», стала настолько очевидной, что проект тихо похоронили. Но малому бизнесу это уже не помогло.
Дальше - больше. Отказавшиеся самоуничтожиться торговые зоны начали гореть. Несколько раз горел малый торговый комплекс у метро «Рыбацкое» - догорел-таки, и районная администрация радостно его снесла. Тогда же появилась первая кровь - в пожаре на торговой зоне у метро «Политехническая» погиб охранник - но эта жертва была случайной - смерти, видимо, никто не хотел, просто «лес рубят - щепки летят». Владельцы других торговых зон, расположенных в «точках риска», стали значительно внимательнее, вовремя обнаруживали разлитый бензин, и волна пожаров сошла на нет. Как и ожидалось, ни одного случая умышленного поджога следствию установить не удалось.
Потом начались проблемы у предпринимателей Апраксина двора, владельцев мотеля «Меткон», торговцев у «Старой деревни», а ролики о том, как ласково и непринужденно бойцы милицейских спецподразделений общаются с предпринимателями Хасанского рынка, и сегодня можно увидеть в интернете…
Закон перехода количества в качество никто не отменял, и наблюдение за тем, как можно весело и безнаказанно, да еще и при поддержке административного ресурса грабить малых торговцев, не могло в конце концов не породить в умной, но недоброй голове простую мысль – а не расширить ли масштаб? И она появилась.
Сергей Федоров длительное время активно защищал малый бизнес в качестве председателя Общественного Совета СПб. К какому то моменту это стало мешать влиятельным силам - и должность пришлось оставить. Но не поддержку малых предпринимателей - просто теперь он этим занялся в качестве руководителя Ассоциации промышленников и предпринимателей, объединяющей свыше 20-ти малых предприятий реального сектора, на выкупленных производственных площадях одного из бывших заводов, делающих разные и нужные железные штуки. Вот к ним как-то и пришли, и вежливо попросили свою производственную недвижимость «подарить». Нет, это были не рейдеры - их в городе действительно нет, а «последний из могикан» недавно получил длительный срок. Просто точно так же, как к концу девяностых «черные» бандитские крыши были вытеснены «красными», так и вместо обычных захватчиков пришли те, кого небезызвестный О.Шварцман изящно назвал «бархатными реприватизаторами». Попросту - те же рейдеры, но действующие в симбиозе с чиновничеством и в силу этого наделенные колоссальным административным ресурсом. Поэтому после отказа предпринимателей «добровольно» расстаться со своим бизнесом, на них обрушилась вся мощь «самой независимой и справедливой» юридической машины - даже уголовные дела пытались заводить, не говоря уже о десятках «споров действующих субъектов». Предприниматели выстояли. Тогда против них применили энергетическое оружие - уже больше года цеха стоят обесточенными, а их владельцы получают издевательские письма, что вопрос с подачей электричества будет возобновлен после решения вопросов с собственностью. Поскольку городской малый бизнес давно уже существует на условиях партизанского отряда на оккупированной территории и привык ко всему, предприниматели выкрутились - поставили электрогенераторы.
И вот тут у «реприватизаторов» лопнуло терпение. Действительно, вокруг столько сладких кусков, по планам «реприватизационного» блицкрига они уже к Москве должны подходить, а тут из-за какой-то несговорчивой мелочи под Брестом топчутся! И тогда Федорову нанесли ночной визит…
В советское время был популярен телефильм «Чисто английское убийство», где после чудовищного преступления англичане пытались убедить историка-иностранца, что произошедшее совершенно не характерно для Англии. Тот же в ответ спокойно доказал, что оно - типично английское, ибо мотивировано исключительно особенностями британских законодательства и государственного устройства. Так же и преступление, совершенное в отношении Федорова - чисто питерское, потому что обусловлено той атмосферой, в которой в последние годы существует в городе малый бизнес.
Если мы не хотим потерять город, то ситуацию нужно срочно менять. Поэтому предложение к органам власти - давайте с VII Форума малого бизнеса Санкт-Петербурга 2009 установим жесткий мораторий на ликвидацию любых объектов малого предпринимательства, и делать это будем только в исключительных случаях, когда иначе невозможно с точки зрения общественных интересов - а не тогда, когда этого возжелала левая нога заезжего олигарха или районного главы. А малому бизнесу нужно наконец понять, что в одиночку бороться с беспределом не выйдет и задуматься о создании единой общегородской самодеятельной «самозащитной» общественной организации, существующей «при» самих предпринимателях. И вот тогда все у нас получится.
Алексей Третьяков.
Газета Котлин №12 2009г