Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Александр Хлопонин и Северный Кавказ нашли друг друга
12 марта 2010 г.
19 января принято едва ли не самое востребованное жизнью решение по Северному Кавказу. Задержавшееся лет на 15, оно и сегодня оставляет вопрос: неужели до этого Москва судила о Кавказе лишь по ей же «ориентированным» СМИ?
Итак, 7 наиболее проблемных субъектов Южного федерального округа (ЮФО) из 13, ранее в него входивших, выделены в самостоятельный Северокавказский округ - СКФО, в основном покрывающий зону ответственности прежней Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Смысл этого решения состоит в учреждении поста «государева наместника» на Кавказе, что указывает вице-премьерский статус нового полпреда. В начале 2000-х СКФО уже существовал - так тогда назывался ЮФО. Но и внимание, и ресурсы всегда перетягивал на себя Северный Кавказ, а не Ростов с Астраханью.
Тем временем после упразднения в апреле 2009 года режима контртеррористической операции (КТО) изменилась лишь внутрирегиональная география ЧП - не взрывают в Чечне, так стреляют в Ингушетии и Дагестане. Более того: регулярное точечное возобновление режима КТО обесценивает его принципиальную отмену. Тем более что статистика наиболее громких происшествий - 50-70 в год - не изменилась.
В который раз поясним: теракт - это пик «горного массива» неблагополучия, повсеместного для региона. Мир на Кавказе взрывают, конечно, бандиты, но они становятся таковыми не по ваххабистской генетике, а из-за накопившегося отчаяния. Кстати, уже и боевики не собираются отделяться от России - они ей мстят за обездоленность. Неизменная 50-70 % безработица (вспомним «однокоренное» с ней число ежегодных ЧП) подтверждает принадлежность Чечни, Дагестана и Ингушетии к 7 наименее благополучных регионов уже всей страны. Еще два - Краснодарский край и Ростовская область - оставлены в «материнском» ЮФО.
Новым «наместником» поставлен не «генерал-губернатор», а кризис-менеджер. Что толку бороться с тамошним терроризмом-криминалом, если нет главного - бизнес-плана его искоренения? Сегодня уже и не скажешь, что от чего зависит: число силовиков от количества боевиков или наоборот. Не силовики в этом виноваты. Армия исполнила свою и боевую, и Гражданскую миссию - в лихолетье 90-х она удержала страну от распада. На Кавказе эта роль востребована и сейчас. Только в пределах, образно говоря, задач караульной службы - задержать, а то и пристрелить мерзавца, закладывавшего мину под мост. Но даже спасенный мост ни копейкой не осчастливит живущим по берегам...
Сам же новый полпред - 45-летний полковник запаса (как глава региона) Александр Геннадьевич Хлопонин давно выделялся на фоне «краснодиректорского» большинства российских губернаторов. Он отличался успешным и не в пример многим прозрачным предпринимательским прошлым, прикладным видением взаимосвязи политики и экономики и не скрываемыми амбициями администратора нового поколения. Восемь лет назад возглавив ключевой для России, но тогда убыточный и криминализированный регион - Красноярский край, он наполнил налогами его бюджет, обеспечив «зеленый коридор» бизнесу. При нем инфляция в крае стала меньше общероссийской. Притом, что сам край расширился за счет Таймырского и Эвенкийских автономных округов. Так что опыт управления казалось бы разрозненными территориями у полпреда есть. Именно он вывел "Норильский никель" из финансового тупика, сделав его одной из ведущих российских компаний. Кстати, в Красноярском крае обосновалась третья по численности (более 100 тысяч человек) кавказская диаспора страны. Может ему помочь и семейный опыт интернациональной толерантности - он женат на грузинке.
Конкурентами Александра Хлопонина считались Владислав Сурков - топ-менеджер внутрикремлевского обустройства, но не имеющий «генерал-губернаторского» опыта. При этом он - чеченец по происхождению… Михаил Гуцериев - известный, но небезгрешный кавказец-олигарх, в прошлом воин-«афганец». Его ингушские корни справедливо указывали на место приложения главных усилий социально и политически ответственного бизнеса… Да и Рамзан Кадыров, привыкший напрямую общаться с премьером, скорее всего, рассчитывал на оценку, по крайней мере, своих планов преображения Аргунского ущелья в кавказский «Давос». Так что полпреду в СКФО, скорее всего, пригодится опыт длительного увлечения шахматами.
Куда очевиднее ближайшие решения «кавказского наместника». Во-первых, это по-СМЕРШевски жесткий аудит того, что есть, и чего нет на Северном Кавказе. Ибо дважды упомянутые «50-70» легко «делятся пополам» при реляциях за благосодеянное. И едва ли не удваиваются при намеке на дополнительные госсубсидии. Кавказ требует «государева ока», прежде всего, на «арифметику» дотаций и их влияние на социальную динамику. Иначе Москва и впредь будет финансировать сначала криминал, потом - борьбу с ним.
Во-вторых, чрезвычайной заботой «наместника» должно стать превращение региона в строительную площадку, рассчитанную на сотни тысяч рабочих мест. Тем более что в строительном комплексе начальный уровень профессионализации не требует «красных дипломов». Именно столько на Кавказе - «сезонных рабочих», реально являющихся в лучшем случае полутеневиками. В худшем - смотри сводки МВД/ФСБ. Северному Кавказу нужна мобилизационная система, памятная по «трудовым армиям» военного времени. Другое дело, что любой работник - мобилизованный или вольный - должен получать не издевательские 3-5 тысяч в месяц, а столько, чтобы вырастить детей, как минимум, законобоязненными. Отсюда - три одинаково «вчерашние» задачи: массирование инвестиций в сферы, обеспечивающие создание максимального числа рабочих мест в политически диктуемые сроки… Одновременно - решительное повышение качества образования и профподготовки. Без возвращения сюда русских специалистов (для начала - вахтовиков) толку не будет - школьников, по-прежнему, будут готовить студенты, а самих студентов - «как бы профессора» из числа не нашедших лучшей доли «в России»… Наконец, третье - введение ужесточенно-советской системы шефства по принципу: любой успешный хозяйственный, в том числе коммерческий, субъект в России отвечает за многообразную реабилитацию подшефного района, аула, элеватора.
В тесном переплетении с названными находятся и другие аналогичные по неотложности задачи. Это и возвращение, главным образом, чеченских беженцев из-за рубежа, и внутрирегиональная профилактика кавказофобии, и обоснование перспективной макроэкономической роли региона: всё - во избежание последующих «замирений Кавказа». Так что расслабляющий вопрос «С чего начать?» перед Александром Хлопониным явно не встанет…
Борис Подопригора, политолог.
Газета Котлин №4 2010г