Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
КОТЛИНЪ по индустрии компьютерных игр
06 июня 2010 г.
Часть I. Учение с увлечением
«Если вы обеспокоены тем, что ваш муж или сын слишком много времени проводят у компьютера, попробуйте предложить им полезную и здоровую альтернативу: карты, вино, девочек»
Из советов домохозяйкам.
Вполне могу претендовать на медаль «20 лет безупречной службы в рядах геймерского сообщества» — ведь начинал еще с незабвенных «F-19» и «Абрамс». Хоть и были они совсем нежизненными (американские самолет и танк в одиночку в дым разносили армии Варшавского Договора), но географию вспоминать пришлось. Тогда же, кстати, на примере «F-19» появилась первая статья о пользе компьютерных игр — ведь, чтобы выиграть, нужно было не только уметь быстро принимать решения, но и безошибочно их реализовывать всеми десятью пальцами на клавиатуре. Потом вместе с английским «шпиёном» бежал из подвалов замка Вольфенштайн, кроша по пути сотни тупых квадратномордых гитлеровцев — и сюжетная необходимость выкрасть Копье Судьбы подвигла ознакомиться с историей стражника Лонгина, обагрившего свое оружие в крови Христа. Блистательная серия «Генералов» заставила изучать основы стратегии и тактики танковых войск (победить без этого нереально), а легендарная «лучшая игра всех времен и народов» — «Цивилизация» Сида Мейера — навсегда впечатала: хочешь, чтобы твой город или страна успешно развивались — ограничь поборы с граждан и бизнеса: иначе разбегутся, и ты проиграешь. Потом были блистательные саги «Меч и магия», «X-com» — всего и не упомнишь.
Игровая компьютерная индустрия оказалась одной из самых быстроразвивающихся, и к текущему десятилетию в хорошем смысле усложнилась до чрезвычайности. Так, первооснова игр по мотивам Второй Мировой (в т.ч. одноименная российская разработка) зачастую намного более достоверна и качественна, чем иные военные мемуары, и у игравших в них уже не возникает вопросов, где на самом деле сломали хребет гитлеризму — под Сталинградом или в Нормандии. Помимо наслаждения от блестящих графики и сюжетов, зачастую оставляющих далеко позади кинофильмы, они неизбежно пробуждают интерес к военной истории, что особенно важно для подрастающего поколения, остро нуждающегося в антидоте от «Спасения рядового Райана». Степень достоверности подчас феноменальна — когда довелось побывать на немецкой подводной лодке U-997, участвовавшей в боевых действиях и сейчас в виде музейного объекта стоящей в пригороде Киля Лабо, оказалось, что все очень знакомо, да и ощущения такие же, как в серии про немецких подводников «Silent Hunter». Сюжетная и литературная основы современных игр также великолепны — например, базирующийся на книгах Е. Сапковского «Ведьмак» обладает столь глубокой вселенной, что вполне может поспорить с детищем Толкиена, невероятно разносторонний «Мass Effect» дает сто очков легендарному «Стар Треку», а блестящий «Fallout 3», посвященный выживанию в постъядерном мире на Вашингтонской Пустоши, спокойно заменит тысячи призывов «Нет войне!». Уникален «Асассин» — кроме погружения в атмосферу завоевания крестоносцами Ближнего Востока и приобщения к истории таинственного ордена, прыжки с высоченных минаретов настолько реалистичны, что после этого прибегать к услугам «тарзанки» нет никакой надобности. И уж совершенно невероятная судьба оказалась у разработки наших украинских соседей — «Сталкера». В свое время, по мотивам книги А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» А. Тарковский снял фильм «Сталкер». Компьютерные разработчики пошли еще дальше — переместили аномальную Зону на место Чернобыльской АЭС и добавили все приметы «лихих девяностых» — братков, мародеров, просто мерзавцев. Игра получилась настолько глубокой, что породила не только множество продолжений, но и неожиданный литературный жанр — уже вышло свыше двадцати книг, «живущих» во вселенной «Сталкера».
Компьютерные игры во всех смыслах перестали быть черно-белыми — и теперь сюжет стал нелинейным и зависит не только от каждого твоего действия (куда там сериалам!), но и от его моральной окраски. И добро, кстати, совсем не всегда побеждает зло — «плохим» персонажем играть значительно легче. А вот нужна ли такая победа — каждый решает сам.
Рассказывать о «вкусностях» современных компьютерных игр можно бесконечно, но что же у нас в «сухом остатке» с точки зрения их пользы?
Во-первых, бесспорно — образовательная составляющая, причем актуальная для всех возрастов — и пятидесятилетний обязательно откроет для себя много нового.
Во-вторых — обучение жизни в современном мире, который, к сожалению, за последние два десятилетия превратился в «войну всех против всех». «Хочешь мира — готовься к войне» — и лучше, все-таки, тренироваться и готовиться на компьютере, а не на своих ближних.
И, в-третьих — это самое безобидное из самых мощных антистрессовых противоядий.
Увы, мы все живем под таким прессом психологических нагрузок, что снимать их просто необходимо — и уж пусть это будет компьютерная игра, а не алкоголь, наркотики или «другие нехорошие излишества».
Есть ли минусы? Да — определенное привыкание. Но это привыкание сродни тяги к хорошей еде или интересной книге, от которых очень сложно оторваться (помните классическое «есть три вещи, которые, однажды начав, очень сложно закончить: вкушать хорошую еду, слушать друга, вернувшегося из дальнего путешествия и чесать, где чешется»? Сегодня сюда вполне можно добавить и компьютерные игры).
Но есть еще одна особенность, которую можно засчитать как в плюс, так и в минус — то, что геймеры в шутку называют Главным Компьютерным Богом: функцию «Save/Load». Вы в любой момент можете игру прекратить — и вражеские армии будут безропотно ждать, пока вы вернетесь. Вы можете экспериментировать, раз за разом переигрывая любой эпизод, в конце концов добиваясь феноменальных результатов. Но в этом — и минус: возникает ощущение некой «нечестности», «игры в поддавки». Ну и что, что вы не только Берлин на год раньше взяли, но заодно и Вашингтон — в 47-м? В реальности-то ни Жукову, ни Гудериану, ни Монтгомери никто «перехаживать» не разрешал! К тому же, хоть и совершенствуется компьютерный интеллект — но все равно остается «железным», и если удалось нащупать алгоритм его действий — все, считай, выиграл. В общем, не хватает очень важной составляющей — иррационального человеческого поведения. Найти ее можно только в одном месте — в он-лайн играх, где сражаешься с живыми людьми. И я решил попробовать.
Часть II. Кошмары игрового он-лайна
«И самый лютый зверь испытывает жалость. Я жалости не знаю, а значит — я не зверь»
В. Шекспир. «Король Ричард III»
Владельцы социальной сети «В Контакте» предложили очень выгодные условия сотрудничества разработчикам компьютерных игр — и количество игровых приложений в этой сети стало стремительно расти. Большинство из них относится к разряду казуальных (что-то вроде полузабытых тамагочи, когда важен не результат, а процесс): больше двух миллионов пользователей завели себе виртуальные аквариумы и вся забота — вовремя покормить рыбок, столько же пытаются развивать собственные фермы и рестораны. Но летом появилась и боевая игра — «В Галактике».
Сюжет очень прост — получаешь планету и начинаешь строить шахты, добывая титан, кремний и антиматерию. Используя полученные ресурсы, занимаешься научными исследованиями, строишь новые производства, космофлот — и так до бесконечности. Абсолютная победа и логическая концовка не предусмотрены, цель — оказаться в первых строках ежедневно обновляемого рейтинга. У знакомых с «Мастером Ориона» и «Грехами Солнечной системы» игра поначалу вызывает недоумение — сюжет похож, но упрощен, а о графике вообще можно забыть — никаких тебе красивых картинок, роликов с барражирующими флотами, а сражения и вовсе происходят мгновенно и результат подается в виде текста — кто у кого сколько чего разломал. Да и действие в начале развивается очень медленно. Но вот потом…
Намеренно или нет, но разработчики гениально ухватили главный тренд нашего времени — воинствующий социал-дарвинизм. Очень быстро выясняется, что «вегетарианский» подход в игре бесперспективен — грабеж соседей в десять раз эффективнее просто производства, а самое «вкусное» — разбить чужой флот и подобрать обломки. И вот тут игроки должны начинать решать для себя нравственную дилемму: готовы они помнить, что за каждой виртуальной планетой — человек со своими чувствами и эмоциями, или все вокруг — только для тебя, любимого, «право имеющего», а все остальные — «твари дрожащие», не более чем низшие звенья пищевой цепи.
Поскольку «демиургов» оказывается много, жизнь начинает усложняться и превращается в кошмар. Мало того, что кучу времени нужно потратить для рассылки собственных пиратствующих флотов — нужно следить, чтобы кто-нибудь не прилетел и к тебе, и делать это ежечасно. О сне приходится забыть — если члены семьи тоже играют, то устанавливаются посменные дежурства, если нет — спать приходится получасовыми урывками.
Нехватка психологизма в обычных компьютерных играх здесь восполняется с лихвой, и все темные стороны человеческой натуры представлены в широком ассортименте. Неожиданно много оказывается долбающих соседей только ради развлечения. Особо широко представлены люди несостоявшиеся и не самодостаточные — ведь только здесь они могут хотя бы в собственных глазах самоутвердиться, и за ценой ради этого не стоят. Причем никаких социально-возрастных особенностей выявить не удалось — среди таких виртуальных садистов достаточно и подростков из сибирских поселков, и «братанов» из украинских станиц, и выпускников престижных питерских вузов. Кипение страстей вовсю отражается на игровом форуме — если в обычных играх это место, где делятся опытом и наслаждаются изящными вариантами решения игровых задач, то здесь, в основном, место для хвастовства — кто кого как «уел и обул». Бывают и случаи переноса виртуальных конфликтов в реальную жизнь: если обидчик и обиженный оказались с одной территории, можно и «стрелку забить», чтобы «в реале» разрешить проблему путем старого доброго мордобоя.
В общем, через две недели такой «игры» начинаешь ощущать себя стремительно сходящим с ума маргиналом с до предела истрепанными нервами, и единственная возможность вернуться к нормальной жизни — нажать волшебную кнопку «отпуск». Наверное, «отпуск» превратится в «отставку» — возвращаться в эту клоаку низменных страстей совсем не хочется.
Итак, с минусами все ясно. А плюсы? Увы — есть. Игра блестяще моделирует современный мир, где нет места для «свободы, равенства и братства», и все строится на «homo homo lupus est»: из успешных игроков вырастут не менее успешные борцы за место под дикокапиталистическим солнцем любой ценой. Комфортно ли будет рядом с ними жить остальным — вопрос отдельный (хотя, с другой стороны, формируется прекрасный кадровый резерв для чиновничества).
Индустрия компьютерных игр стала неотъемлемой частью нашей жизни, и игнорировать ее не получится. Наверное, нужно просто знать о ее полезных и вредных сторонах и стараться максимизировать выгоду и минимизировать ущерб. Но вот как этого добиться — каждый будет решать для себя сам.
Алексей Третьяков
Газета Котлин №11 2010г