Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Памятник змею
07 июля 2010 г.
26 мая в День независимости Грузии в Тбилиси открыта стела-мемориал «героям, погибшим в борьбе за единство Грузии». Место для монумента, увековечившего 3500 имен, нашлось между цирком и зоопарком, что само по себе их скорее дегероизирует. С учетом прошлогоднего сноса кутаисского мемориала солдатам Победы в самом посвящении тбилисского памятника читается вызов. Получается, что 3.5 тысячи воевали за единство страны, а, как минимум, 300 тысяч павших в годы второй мировой войны, - за её распад. Впрочем, во внутригрузинской войне памятников Саакашвили будет побеждать до окончания своего президентства. Только какую выгоду из президентской победы извлечёт остальная Грузия? Тем более что логика этой борьбы сведена к увековеченью не столько героя-победоносца, сколько побежденного им змея. С легкой руки Мишико Саакашвили побеждаемого чаще, чем раз в квартал. Правда, в настольной игре под названием «историческая монополька».
Во всамделишнем же Тбилиси отбор увековечиваемых сограждан осуществлен в стилистике комикса: если на той стороне были русские, значит, других героев стране и не нужно. И уже не важно, что, судя по монументу, первые герои-объединители страны взросли лишь к 20-м годам ХХ века. В конечном счёте, дело самих грузин - помнить или забыть события, предшествовавшие вступлению их страны в состав России. Правда, одним из «пазлов» общей российско-грузинской мозаики ХVIII века стал подвиг 300 арагвинцев, выступивших в 1795 году против персидских завоевателей. Неужели и они принесены в жертву зоопарковой русофобии в тамошнем политическом цирке? С какого исторически примирительного реверанса придётся нашим дипломатам когда-нибудь возобновлять диалог с Тбилиси?
Мы, разумеется, не о памяти, на которую безо всякой политики вправе претендовать все и каждый. Повторим: не нам подбирать героев для Грузии, тем более, судить об их вкладе в тамошнее единство. Но оно-то, в отличие от открытия мемориала, в лучшем для Грузии случае отложено на неопределенное время. Да и задаваемый памятником пафос, как минимум, 90-летнего противостояния Москве не приблизит это единство хотя бы потому, что от России оно тоже зависит. Более того: монументом обычно увековечивается победа, а не её иллюзорность. В нашем же случае 50-метровый столб из металла и органического стекла станет центром реваншистского капища ради единственной молитвы: «Вах, держите меня втроём, как я ненавижу Россию». К чему это ближе? - помыслу рыцаря или повадкам изначального обладателя обессмертившей его шкуры… Или безо всякого литературоведения - это еще одно проявление политического «некромазохизма». Следующее после суицидального мартовского телесюжета о российской агрессии. В суете вокруг памятников различим и культ смерти. Часто возникающий как загробная проекция земного тупика.
Какие же сюжеты вдохновили создателей тбилисского монумента? Сюжетов, строго говоря, четыре, и их историческое значение исчерпывается несколькими абзацами. Эпизод первый. В феврале 1921 года наступление на Тбилиси 120-тысячной красной армии якобы пытались сдержать до 550 сторонников меньшевистского правительства Ноя Жордания. Почему «якобы»? Потому что документальных сведений о самом боестолкновении нет. Вплоть до вывода об отсутствии такового. В другое время историки двух стран могли бы на этот счёт что-то прояснить. Впрочем, без прояснений известно: грузин среди красноармейцев было, как минимум, в 30 раз больше, чем «героев сопротивления». Эпизод второй. В августе 1924 года группа сторонников того же Жордания фактически подпольно провозгласила независимость Грузии. По обвинению в принадлежности к «национал-меньшевизму» (сепаратизма не заметили даже в ОГПУ!) осуждено до 500 человек. Пик репрессий пришелся на начало 30-х годов, когда органы ГПУ во всём Закавказье возглавлял Лаврентий Берия. Таким образом, по первым двум сведённым или разнесённым поводам речь, в конечном счёте, идёт о жертвах сталинских репрессий, никак не повлиявших ни на былое единство Грузии, ни на его нынешнюю утрату.
Эпизод третий: грузино-абхазский конфликт 1992-93 года. Численность погибших и пропавших без вести с грузинской стороны составила от 1.5 до 3 тыс. человек, включая местных грузин. Их национальные чувства в этом случае понятны. Понятны и чувства абхазов. Они, потерявшие тогда сопоставимое число своих земляков, считают, что война стала для них отечественной не сразу, а после рекрутирования в армию Шеварднадзе досрочно освобождённых заключенных. Они-то и проявили себя по основному, так сказать, роду занятий и потери понесли пропорциональные своей «освободительной бескомпромиссности». Инородное же усиление абхазов составляло менее 5 проц. от их общей ополченческой численности. Вместе с чеченцами, казаками, прочими добровольцами всех мотиваций. Во всяком случае, этнических грузин, выступивших на стороне абхазов, оказалось не меньше, чем русских, воевавших против грузин. Эпизод четвёртый: события в Южной Осетии в августе 2008 года. Эта война, добавившая Грузии еще от 500 жертв, стала главным памятником политическому авантюризму Саакашвили. Тогда Грузия и потеряла надежду на реальное, а не «плексигласовое» единство. Об остальном убедительнее любых памятников и доводов поведал Валерий Гергиев в реквиеме на развалинах Цхинвала.
Главная же проблема состоит в другом. Эпоха Мишико оставляет не только кресты-мемориалы, но и политические надолбы на пути в будущее двух соседних стран. Значит, на расчистку «военно-грузинских» перевалов придётся тратить дополнительные время и силы. Что же до мемориалов, то и здесь не всё просто: какие-то придётся признавать, хотя бы ради протокольных венков. Другие - обходить молчанием. А это значит всуе ворошить память о погибших. Даже если она запечатлена в памятнике «змею окаянному». Лучше, чтобы конъюнктурных монументов не было вообще. Это относится и к московской инициативе воссоздать кутаисский памятник. Но тогда от противного мы увековечим память и о «беспамятной» эпохе Мишико. А ведь рано или поздно наши отношения вернутся на круги своя. Что тогда? Всякий раз объяснять грузинским посланцам, что, мол, во всём виноват нынешний тбилисский «змей»-временщик, «перенёсший» мемориал из Кутаиси в Москву?
Это вопрос не к Саакашвили, из которого политик-мудрец как из лермонтовского Мцыри. Хорошо, что ежеквартально он даёт наглядный «мастер-класс» для оппозиционеров. Рано или поздно они станут оппозицией ему, а не его. Это куда вероятнее, чем прекращение географического соседства с Грузией. На этом можно было бы поставить не точку - свечку. Пусть даже между цирком и зоопарком. Но тема обращена вглубь духовного бытия отдельной страны и всего мира: какие памятники вправе претендовать на международное признание?, какие нет? и почему? Как сделать так, чтобы ушедшие не мешали живым? В противном случае восторжествуют не герои, а змеи. Те, что не только в легендах способны на смертельный укус. Даже через века…
Борис Подопригора,
член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Госдумы РФ
Газета Котлин № 13 2010г