Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
О халве, халяве и бульдозерах
13 июля 2010 г.
Зазывно-бодрые официальные мантры о необходимости модернизаций, инноваций и нанотехнологизаций по степени эффективности уже обогнали лозунги советских времен. И все больше напоминают известную фразу об отсутствии причинно-следственной связи между многократным повторением названия восточной сладости и вкусовыми ощущениями. Если же вспомнить, что халва и халява - слова однокоренные (от арабского «хальва» - сладкий), то ассоциация становится еще и двусмысленной - вроде как государство в очередной раз пытается заставить сделать что-то бессмысленное и без всякой для нас выгоды. Так почему же все-таки у «них» разработка и внедрение новшеств - процесс естественный, у нас же, как изящно выразился один из руководителей государства, «пока не трахнешь - ничего не заработает?».
Ответ, как обычно, примитивно прост. Как известно, мировая экономика сегодня в состоянии производить в 100 раз больше товаров и услуг, чем в состоянии потребить население планеты, но при этом конкурентная среда тщательно охраняется и законом, и обществом. Поэтому инновации в производимом продукте - серьезное конкурентное преимущество, иногда становящееся критически важным для выживания. У нас же, как обычно - свой путь, и победа в конкурентной борьбе обеспечивается совсем другим инструментом, мало знакомым отсталым европейцам. Имя ему - Его Величество Административный Ресурс. Подружился «взаимовыгодно» с чиновниками соответствующего твоему бизнесу уровня (малого - с районными, среднего - с городскими, крупного - с федеральными) - живи спокойно. Конкурентов к тебе ближе, чем на полкилометра, не подпустят, а разномастные проверяльщики обойдут стороной. И наоборот. Будь ты поддерживаемый на всех уровнях малый предприниматель, дважды отмодернизированный, трижды отнанотехнологизированный и четырежды отинноваченный, если чем не потрафил районному чиновнику - можешь добровольно ползти на бизнес-кладбище. Все равно по указке райадминистраций все контрольно-надзорные органы будут завалены подозрительно однотипными «письмами трудящихся», естественные монополисты по этой причине тебя обесточат и обезводят, а подневольное руководство близлежащих соцучреждений будет вынуждено возопить о твоей внезапно открывшейся особой вредоносности. В общем, как писали братья Стругацкие в своем бессмертном «Понедельнике…»: «Выбегалло торжествовал. Теперь можно было считать доказанным, что если человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив, и даже, может, помрет. Как вот этот помер».
Одно уточнение: «дружба с чиновником» тоже не дает стопроцентных гарантий. Во-первых, его могут куда-нибудь переместить, а вновь назначенный придет уже со «своими» коммерсантами. И, во-вторых, самое страшное - ваша отрасль может заинтересовать крупный капитал, примат интересов которого у нас не только очевидно незыблем, но кое-где и закреплен законодательно. Мы это проходили неоднократно - геноцид мелкорозничной торговли во имя транснациональных сетевиков, уничтожение независимых маршрутных такси ради городских автомонстров, «фингарантии» в туризме, практически ликвидировавшие там малых предпринимателей, свежая атака банковских олигархов на обменные пункты, предполагающая оружием федерального закона изгнание из этой сферы малого бизнеса, ломбарды…
Вопрос эрудитам: и на кой черт малому предпринимателю, выживающему в таких условиях, нанотехнологии? От чего они его спасут? И наоборот - зачем они олигархам, и так спокойно снимающим свои сверхприбыли?
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны, которая называется «священное право частной собственности». Общение с «простыми европейцами» очень интересно, потому что показывает, какими дремучими мифами забиты их головы в отношении нашего города. Например, факт наличия медведей на Дворцовой площади для них аксиоматичен, и интересны лишь два вопроса - как много и как часто? Они уверены, что сходить из дома в булочную и вернуться живым - чрезвычайная удача, т.к. криминалитет толпами ждет на каждом углу. Автомобиль с русскими номерами где-нибудь в Голландии или Баварии вызывает искреннее изумление - а вас что, выпускают? Но когда начинаешь рассказывать, как отнимают недвижимость в Апраксином дворе, как зачищали бульдозерами торговую зону «Салют» в Петроградском районе и Хасанский рынок, самый дремучий европеец косится - ну, ты загнул, такого не может быть, потому что не может быть никогда. Потому что со времени Великой Хартии вольностей (XI век) собственность настолько священна и неприкосновенна, что даже один из величайших диктаторов в истории - Гитлер, когда ему, уже будучи главой государства, понадобилось расширить свою резиденцию в Берхтестгадене, не отбирал, а смиренно выкупал у соседей-крестьян земельные участки (кстати, не преминувших воспользоваться случаем и взвинтить цены).
А ведь любые инновации - это колоссальные расходы не только на собственно научные исследования, но и на оборудование, материалы, помещения. И какой смысл работать, если в любой момент может прийти «дядя» и все отобрать?
Вспоминается история, обсуждавшаяся как-то на заседании комитета по малому бизнесу в ТПП. Креативные осколки советского НИИ создали малую фирму и совершили (и запатентовали!) действительно прорывное открытие, связанное с очисткой воды в масштабах мегаполиса. Установка получилась простой и дешевой, эксплуатация - копейки, а результаты очистки в разы превышали требования современных ГОСТов - что и показала многолетняя опытная эксплуатация в одном из городов, славящимся изобилием невест. Но когда дело дошло до промышленного внедрения, питерские ученые получили в горадминистрации ошеломляющий отказ, и заодно выяснили, что фактически их установку собирается ставить крупная транснациональная корпорация, причем по ценам в разы больше. Изумленные столь варварским нарушением авторских прав, предпочтением иностранцев собственным гражданам, да еще с очевидной коммерческой невыгодой, российские ученые год безрезультатно пытались объяснить горадминистраторам абсурдность ситуации. Пока кто-то не пожалел «не вписавшихся в рынок» и не объяснил, что чрезвычайно щепетильный в вопросах коррупции «европейский инвестор» «откатил» семизначную (в долларах) сумму, почему ловить теперь нечего. Представители же евроконцерна вежливо порекомендовали российским аборигенам заткнуться, предложив в качестве альтернативы вечный покой в близлежащих лесных массивах. И такие истории происходят не только с малым бизнесом - достаточно вспомнить креативного Чичваркина…
Окончательный вывод очевиден - при нынешней системе госуправления, при тех реальных целях и задачах, которые решают ее участники, инновации принципиально никому не нужны, а зачастую даже коммерчески и финансово опасны. Поэтому - назад в пещеры, господа! Альтернатива - на выборы, товарищи! Хоть и пройдут они года через полтора, готовиться и думать нужно уже сейчас.
Алексей Третьяков
Газета Котлин №14 2010г