Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Узбекское продолжение киргизского безвластия
13 июля 2010 г.
Существующая в кредит киргизская государственность рано или поздно должна была породить новую горячую точку. Национальные трагедии тамошних суверенитетов из внутренних проблем переросли в региональную беду. К тлеющему - пусть и без огня – таджико-узбекскому конфликту явственно добавляется киргизо-узбекский. Поскольку и другим странам Средней Азии придётся занять чью-то сторону, прочие соседи нынешних «героев дня» безучастными тоже не останутся. Но прежде всего нам предстоит перекраивать свой явно не бездонный среднеазиатский ресурс. Хоть Восток, как известно, дело - тонкое, оно всё же не тоньше купюры…
О дееспособности киргизских властей свидетельствуют уже два уличных переворота с последующим поиском «золота партии», узурпированного сверженным сюзереном. Президенты Акаев и Бакиев ушли в бесславное прошлое. Подождём, что о третьем лидере страны - Отунбаевой - скажет четвёртый. Но сегодняшнее выживание сына Ала-Тоо зависит не от большой политики, а от покровительства рода-племени, в свою очередь рассчитывающего на «своего человека» в Бишкеке. А ещё от того, будет ли кто мешать киргизу пасти баранов. В экологически чистой среде, не запятнанной экономикой постмодернизма.
О киргизских «чабанах» по специальности, а также социальному статусу и поведём речь. На границе Южной Киргизии с Восточным Узбекистаном они с узбекскими «коллегами» и раньше с трудом делили пастбища и воду. Но в советском прошлом это не мешало четырежды (!) пересекать республиканскими границами главную магистраль, соединяющую Юг и остальную часть Киргизии. Ибо на протяжении столетий (если не тысячелетий) границ в европейском понимании здесь не было. В «тоталитарные» времена действовали и многочисленные механизмы политической стабилизации. Например, жители Киргизии по 4 месяца в году собирали узбекский хлопок. За что в отличие от граждан Узбекской ССР получали «киргизскую» надбавку. Относительное материальное благополучие узбеков, их организованность и религиозность по-уличному противопоставлялась «широте души» и «врождённой толерантности» соседей-киргизов. Традиционный узбек-товаровед в «киргизском» магазине при русском (иногда немецком) завмаге до времени никого не смущал.
С уходом из Киргизии «имперского» центра ребром встал вопрос: почему соотечественники-узбеки богаче представителей титульной нации? Социальный объем проблемы поясним статистикой: узбеки составляют более 700 тысяч от 5.5 миллионов граждан Киргизии. В соседней с ней Андижанской области Узбекистана проживают до 50 тысяч киргизов. При этом распыленный принцип расселения тех и других за последние 20 лет сменился на общинный. То есть, «объект неприятия» из отдельного индивида вырос до квартала-махалля, в котором живут «супостаты». Ошско-узгенскую резню 1990 года, стоившую 2 тысяч жизней с обеих сторон, тогда списали на провокации общесоюзных «врагов демократии». Как минимум, 2 сотни погибших на прошлой недели при десятках тысяч беженцев предоставим мудрости киргизских «акимов». Эх, если бы «параметры» бедствия были приведены честно! Во всяком случае упомянутый Бишкеком таджикский след напоминает поиск всё тех же «общесоюзных» злодеев. Если, конечно, не разводить по «национальным квартирам» действительно сквозную наркомафию. Она-то, кстати, бесспорно в выигрыше от любых региональных шараханий. Не менее абсурдно давний киргизско-узбекский спор сводить к козням сначала выпущенного из страны, а потом разыскиваемого экс-президента. А Бишкеку столь же глупо предъявлять ультиматум то ли Лондону, то ли Вашингтону: если Англия не выдаст Максима Бакиева, то Кыргызстан закроет американскую базу…
В сложившихся условиях важнее ранжировать российские приоритеты. Первое. Исключить силовое посредничество в конфликте, ибо при нынешних обстоятельствах оно угрожает стать формой участия в боестолкновениях. При этом национально-адресная гуманитарная помощь требует не менее «разнесённого» информационно-политического сопровождения. Второе. Настоять на временном введении режима «внешнего управления» Кыргызстаном со стороны России или ШОС. Назовём его «консультационной поддержкой», чтобы никто не обиделся. Параллельно подвергнуть жесткому мониторингу ситуацию в 15-милионной (с 5-7 миллионами безработных) Ферганской долине Узбекистана. Из-за лавинообразного притока беженцев, спровоцированного событиями в Оше и Джалалабаде, она может взорваться исламистским «халифатом ФАНО» (Фергана-Андижан-Наманган-Ош). Готовность к принятию экстренных мер в рамках ОДКБ в данном случае соответствует и интересам Ташкента. Третье. Безо всяких кокетств сосредоточиться на последовательном концептуальном обосновании конфедеративного треугольника Россия-Казахстан-Кыргызстан или иного политического формата, способного обезопасить тылы ближних и отдаленных соседей Бишкека.
Не унижая безвинных киргизов повторным намёком на трагедию их суверенитета, спросим, существуют ли лучшие варианты?
Борис Подопригора,
востоковед, член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Госдумы РФ.
Газета Котлин №15 2010г