Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Об актуальном богословии
13 июля 2010 г.
В конце сороковых годов прошлого века неподалеку от местечка Кумран пастушок искал пропавшую козу. И нашел ее в пещере, заполненной кувшинами со свитками. Нищие безграмотные жители безлесной Палестины очень обрадовались дармовому топливу и исправно употребляли его по назначению, пока свитки случайно не попались на глаза изумленным ученым - оказалось, что это фактически прижизненные записи об учении Христа.
Многолетние исследования кумранских свитков выявили их значительное расхождение с сегодняшними трактовками христианства и, покопавшись, ученые выяснили: начиная с Никейского собора (325 г.) церковные иерархи достаточно активно цензурировали и приводили в соответствии с «текущим моментом» не только церковную литературу, но и само вероучение. (Достаточно вспомнить, что все ученики Христа (апостолы) оставили его жизнеописание (евангелие), однако канонических -т.е. одобренных церковной цензурой - всего четыре).
В наше время, когда церковь все сильнее сливается с государством (и место «отделенного» от него все больше занимает народ), даже закоренелому атеисту неплохо бы начать разбираться хотя бы в самых расхожих выражениях, имеющих церковное происхождение. Начнем хотя бы с требования усмирить гордость и фразы «вся власть от Бога».
Обычно их стараются преподнести достаточно прямолинейно: конкретного чиновника над тобой поставил Бог, значит, если любишь Бога - люби и чиновника, уважай, смиряйся, терпи. Понятно, что подобная трактовка очень удобна власть имущим, но истинна ли она? Вспомним, во-первых, что «пути господни неисповедимы». Вряд ли это означает только, что мы не в состоянии предугадать следующий божественный шаг - вероятнее, что в силу ограниченности (по сравнению с божественным) своего сознания, мы зачастую не можем даже правильно понять и оценить уже произошедшее. (Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда какому-то факту или событию давали «однозначную» оценку - а потом, с течением времени, ее полярность менялась, причем иногда - неоднократно). Если же присовокупить светское «каждый народ достоин своего правительства», то тезис о божественном происхождении власти может получить совсем неожиданное истолкование. В том смысле, что, в зависимости от состояния духовных, культурных и прочих качеств народа «здесь и сейчас», ему даруется действительно необходимая в данный момент власть - либо как награда за безупречность, либо - как испытание, чтобы «духом окрепли в борьбе». Кстати, и тезис об усмирении гордости в данном контексте совершенно не относится к власти светской, а подразумевает исключительно сократовское «я знаю, что я ничего не знаю» и самосовершенствование в самом широком смысле. Таким образом, приходим к очевидному: жизнь человека должна проистекать на основе аксиоматичных норм морали и порядочности («не убий», «не укради», etc.), он, прежде всего, должен жить в согласии с самим собой - и оценивать окружающее с этих позиций, с очевидной необходимостью приложения собственных усилий к улучшению мира. Тогда, если власть справедливая - люби, восхищайся, помогай; несправедливая - вразумляй, исправляй, борись.
Понятно, что сегодняшняя церковь как учреждение слишком финансово зависит от государства, чтобы быть столь откровенной. И, видимо, по этой причине патриарх Кирилл, перечисляя в своей речи на юбилее Царского Села различные типы бесноватых, как-то «забыл» особо опасные разновидности. Коррупционеров, мздоимцев, тех, кто своим указом или постановлением может обездолить или выбросить из жизни тысячи и даже миллионы людей. Обокрасть страну, обезобразить город, убить деревню, уничтожить леса и отравить воды. Ну - тут действительно «пути господни неисповедимы». Но ведь остальным - кто не светский и не церковный иерарх - еще пока не запретили думать и говорить?
Александр Регинин
Газета Котлин №15 2010г