Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Продуктовый лохотрон
12 октября 2010 г.
В обеих столицах продолжают интенсивно скупать гречу, несмотря на цены, подскочившие в отдельных торговых точках до 80 рублей за кг.
На днях на питерском «Эхе» слушатель в прямом эфире рассказал, как по заданию тещи пытался купить муку в «Пятерочке». Там ее не оказалось — как объяснили менеджеры, все раскуплено перед неизбежным повышением цен. Удалось купить в другом магазине — по 35 рублей за двухкилограммовый пакет. А через несколько дней она появилась и в «Пятерочке» — но уже по 42 рубля за килограмм. Итого — рост почти в три раза. В то же время Александр Зорин, президент городской ассоциации хлебопеков, сообщил: рост цен на муку не превысил 35%, и отпускные цены на хлеб вырастут из-за этого не более, чем на 10%, на сдобу — не более 5%, а на два сорта — «хлеб ржаной» и «батон нарезной первого сорта» — хлебопеки вообще за свой счет удержат их на нынешнем уровне. Так же обстоят дела и в другом секторе — по словам Александра Вихорева («Петербурженка», один из лучших городских производителей мясных изделий) роста отпускных цен на его продукцию не было, а осеннее — составит не более 3%. И обоим этим людям можно верить. Так что же и почему тогда творится в розничной торговле с ценами?
«Правительство заявляет — причин для роста цен нет. Они растут просто так». В этом анекдоте — суть происходящего, потому что объективных причин действительно нет. Как в свое время были придуманы проблемы «свиного» и «птичьего» гриппа, позволившие взвинтить цены на лекарства и сбыть их в огромных количествах, так и сейчас пожары, засуха и неурожай — лишь политический предлог для объяснения взрывного роста цен.
В свое время на заседании Экспертного Совета ФАС (лично слышал и видел) российские хлебопеки убедительно доказали и показали — все исходные ингредиенты и вся работа (от вспашки зяби до печи) составляют лишь две трети стоимости буханки хлеба, остальное — накрутки розничной торговли. Казалось бы, недавно принятый «Закон о торговле» должен был ситуацию исправить и уменьшить аппетиты сетевой торговли — но, увы, этого не произошло. Разумеется, сетевики нашли лазейки, и все запрещенные законом поборы в виде «платы за полку», «входных билетов» и подобные просто стали называться иначе или перекочевали в другие договоры, а полузадушенный российский производитель все также вынужден соглашаться на «отсрочки платежа», тем самым кредитуя сетевиков (вот уж точно — «битый небитого везет») — об этом подробно рассказали специалисты на недавнем круглом столе по «Закону о торговле».
Особенно тяжелая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге по причине сверхвысокой концентрации торговых сетей. Еще до кризиса у нас (если отбросить ряд труднодоступных регионов) был самый дорогой хлеб, а в целом цены на продукты питания — на 10-15% выше, чем в Москве. И это — при наличии морского порта, близости сухопутных границ с Евросоюзом и более низком уровне зарплат по сравнению со столицей. Просто коллективный монополизм сетей, объединенных в единую организацию — АКОРТ — позволяет выкручивать руки и поставщикам, и покупателям. Деться и тем и другим уже некуда — альтернативный канал в виде мелкорозничной торговли практически разрушен.
Так что же делать в сложившейся ситуации? Главный совет — не поддаваться панике и не сметать все с полок гипермаркетов — ведь паника для этого и организована. Специалисты должны сесть за кардинальную переработку закона, а депутаты всех уровней понять — поддерживая законопроекты, уничтожающие остатки мелкорозничной торговли, мы увеличиваем диктат сетевиков — и тогда для организации ценового ажиотажа все чаще и чаще будут придумываться и использоваться все новые и новые поводы. А ФАС должно очень и очень подумать, давать ли голландскому концерну X5 Retail Group согласие на приобретение сети «Копейка» — ведь, уже владея «Пятерочкой», «Перекрестком», «Каруселью» и «Патэрсоном» — он и так в состоянии диктовать условия на рынке розничной торговли, а еще раз расширившись, вполне может превратиться в истинного Хозяина Города.
Алексей Третьяков,
председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка СПб.
Газета Котлин №19 2010г