Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Нагружать? Не нагружать!
18 ноября 2010 г.
Роль малого бизнеса в экономике нашего государства трудно переоценить - он обеспечивает занятость населения, способствует развитию инновационных технологий и, что немаловажно, является одним из основных источников налоговых поступлений в казну страны. Осознавая это, государство оказывает представителям малого бизнеса поддержку. Свидетельство тому - принятый в июле 2007 года Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», реализация которого довольно скоро принесла ощутимые результаты и существенно снизила административную нагрузку на бизнесменов. Однако другие нормативные акты, в частности, принятые в июле 2009 года федеральные законы об обязательном социальном страховании и совершенствовании пенсионной системы, грозят свести на нет все усилия государства по поддержке малого бизнеса.
В последующие годы законодательство корректировалось под нужды предпринимательства. Был сформирован новый инструмент поддержки - региональное и муниципальное имущество для целевого предоставления в аренду малым компаниям, благодаря чему помещения предоставляются на льготной основе и длительные сроки в первую очередь предприятиям, осуществляющим социально значимые виды деятельности.
В 2008 году в целях гарантированного спроса на продукцию и услуги малых предприятий были приняты изменения в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, направленные на более широкое вовлечение таких компаний в реализацию госзаказа, - установлено требование об обязательной квоте (от 10 до 20%) для малого предпринимательства, которое теперь распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.
Для снижения административных барьеров была проведена реформа законодательства о проверках малых компаний, принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. Этот закон с 1 мая 2009 года установил обязательную процедуру согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры Российской Федерации, ограничил сроки проведения плановых проверок - раз в три года.
С августа прошлого года стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления. Для малых компаний установлены льготные тарифы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
И, что, наверное, наиболее значимо, существенно упростилась система налогообложения для малых предприятий - регионам предоставлена возможность снижать ставку налога с 15 до 5%. Кроме того, увеличено число видов предпринимательской деятельности, на которые это разрешение распространяется.
Все эти меры, без сомнения, оказали существенную поддержку как начинающим предпринимателям, так и бизнесменам со стажем, кто в своей деятельности сталкивается с разного рода трудностями. В течение прошлого года затраты на поддержку предпринимательства дважды увеличивались и в конечном счете с 4,3 млрд рублей возросли до 18,6 млрд. При этом 93% средств было направлено на такие мероприятия, как предоставление безвозмездных субсидий начинающим предпринимателям, субсидирование - процентной ставки по кредитам, развитие микрофинансирования (займов до 1 млн рублей сроком до одного года), капитализация региональных гарантийных фондов, предоставляющих поручительства за малые предприятия при банковском кредитовании. Кроме того, предполагается, что в рамках реализации мероприятий господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет создано более 84 тыс. рабочих мест и сохранено более 275 тыс.
При реализации программы основное внимание уделяется поддержке инновационных малых компаний и компаний, осуществляющих модернизацию производства. Для них предлагаются гранты на начало дела, субсидии на компенсацию платежей по кредитным договорам, субсидии на компенсацию расходов по патентованию, правовой охране изобретений, продвижению продукции, лизингу оборудования. При этом сохраняются такие востребованные направления поддержки, как микрофинансирование, обучение основам предпринимательства, поддержка молодежного бизнеса.
Как видим, в интересах малого и среднего предпринимательства сделано немало, однако будут ли события и дальше развиваться столь радужно - большой вопрос. И возникает он в связи с принятием в июле 2009 года двух федеральных законов: № 21248 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Казалось бы, как связаны законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы, с развитием малого и среднего предпринимательства?
Как ни странно, напрямую. В соответствии с указанными выше законами с 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами на обязательное социальное страхование, общая ставка которых в 2010 году остается на прежнем уровне - 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), а с 1 января 2011 года повышается до 34%.
По мнению экспертов, принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности, на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и выплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Это обусловлено тем, что для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, полностью отменен ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а лишь перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.
Таким образом, для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, с 1 января 2011 года общая ставка страховых взносов увеличивается на 20% от ФОТ, что ставит их в неравное положение с иными налогоплательщиками. Причем для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, ставка страховых взносов увеличится на 8%, для плательщиков, в отношении которых предусмотрены льготные ставки страховых взносов, - на 6,2 (в 2011-2012 годах) и 13,1% (в 2013-2014 годах).
Как уже было сказано, малый бизнес выполняет не только экономические, но и социальные функции. В условиях кризиса это важно: люди не претендуют на поддержку государства, а, наоборот, сами создают дополнительные рабочие места, обеспечивая свои семьи и предоставляя другим такую возможность:
Однако, поднимая ставку страхового взноса и ставя под вопрос существование множества малых предприятий, государство затрагивает интересы не только бизнеса, но и свои собственные (малый бизнес, будучи наиболее гибкой формой предпринимательства, заполняет те ниши на рынке, которые для крупного бизнеса или самого государства невыгодны). Кроме того, заменяя ЕСН страховыми взносами на обязательное социальное страхование, государство фактически толкает бизнесменов на путь выживания, вынуждает их искать способы ухода от налогов. А этого допустить нельзя.
Позиция субъектов малого и среднего предпринимательства в этом вопросе однозначна: увеличение налоговой нагрузки на бизнес приведет к существенному ухудшению его положения и практически сведет на нет все усилия государства по его поддержке. Нет сомнений, что государственной власти следует эту позицию бизнес - сообщества принять во внимание.
Наталия Быкова (ТПВ 15-16)
Газета Котлин №22 2010г