Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Там, где живут деньги
27 ноября 2010 г.
120 лет назад, в 1888 году, в Российской империи были открыты первые городские ломбарды. После появления городских ломбардов, цена кредита под залог упала, но чаще всего превышала 20% годовых. К тому времени, когда от ссудных касс устали уже все жители русских городов, в самом передовом в финансовом отношении городе России – Вологде – стали обсуждать проект устройства ломбарда.
Большинство ломбардов, которых насчитывалось около 60, пошли путем частных ссудных касс, поднимая ставки до максимально возможного уровня. При этом некоторые состоятельные горожане стыдились рвачества городских властей, контролировавших ломбард, и на аукционах выкупали залоги бедняков и возвращали их хозяевам.
После революции возрождение ломбардов началось в Петрограде. С возникновением НЭПа, вновь появляется необходимость в кредитовании населения. Начинается возрождение ломбардов.
В январе 1923-го года в Ленинграде образовано акционерное общество «Ленинградский городской ломбард». Показателем того, какую колоссальную потребность в кредитовании испытывало население Ленинграда, служит тот факт, что основной капитал ломбарда с марта по сентябрь 1923 года обернулся в 4,5 раза. За семь месяцев ломбард удовлетворил ссудами 31 719 закладчиков. Чистая прибыль в 1923 году составила шесть с половиной тысяч рублей (по тем временам очень большие деньги).
Ломбард не был в состоянии выдавать крупные ссуды: размеры большинства выдач составляли от 1 до 25 рублей. Довольно часто из-за недостатка средств выдача ссуд производилась всего лишь два раза в неделю. Но все изменилось, когда в дело вошел Ленинградский Коммунальный банк. После акционирования и увеличения оборотных средств появилась возможность увеличить размеры кредита. Изменилось, соответственно, и процентное соотношение выдаваемых размеров ссуд. В итоге чистая прибыль Ломбарда за операционный год увеличилась по сравнению с 1923-м годом в пять раз! Ломбард пережил вместе с героическими защитниками блокадного Ленинграда страшные годы войны.
Вспоминает генеральный директор Санкт-Петербургского городского ломбарда Галина Алексеевна Перепелкина, которая более 30 лет работает в этом ломбарде: «Когда я, молодая выпускница института, пришла в Ленинградский ломбард на должность товароведа, работать меня учили коллеги, работавшие еще в блокадном городе… Они рассказывали мне, как с трудом выживали, хотя работали с драгоценностями! Блокада началась неожиданно, и хранилища ломбарда оказались переполнены сданными в залог вещами и драгоценностями. Клиенты должны были выкупать свои вещи через несколько месяцев после сдачи, но в военное время это оказалось невозможно: кто-то ушел на фронт, кого-то срочно эвакуировали. Хотя ломбард закрылся и новых вещей не принимал, старые фонды бережно хранились всю блокаду –так же бережно, как хранились экспонаты музеев, как оберегались вековые липы Летнего Сада». В 80-е годы в ломбард не только закладывали вещи, но и сдавали их на хранение. Стоила эта услуга совсем недорого, поэтому многие охотно оставляли свои вещи в хранилищах – например, на летние месяцы сдавали шубы, которые хранить в коммунальных квартирах было проблематично.
– Однажды к нам пришла женщина и принесла норковую шубку, – рассказала Галина Алексеевна. – Ей выписали квитанцию, выплатили ссуду… Но через неделю появляется другая женщина, которая оказалась… настоящей владелицей шубы. Как выяснилось, она уехала в отпуск, оставив ключи от комнаты своей соседке, чтобы та поливала цветы. Соседке срочно понадобились деньги, и она, недолго думая, решила сдать в ломбард чужую шубу, честно собираясь выкупить ее до приезда хозяйки – та бы ничего и не заметила. Но хозяйка вернулась раньше срока. Когда она все узнала, то в панике бросилась в ломбард – оказалось, что в рукаве были зашиты бриллианты! Она при нас распорола рукав шубы и убедилась, что ее сокровища целы».
За последние несколько лет клиентов в ломбарде стало меньше – петербуржцы стали активнее пользоваться банковскими кредитами, необходимость отдавать вещи в залог пропала. Но с кризисом ситуация изменилась. Сейчас ломбарды выступают в роли «скорой финансовой помощи» гражданам, которые стремятся поддержать привычный уровень жизни, продав или заложив имущество. «С каждым днем приходит все больше клиентов, - говорят товароведы ломбарда, – люди приносят мобильные телефоны, ноутбуки, часы, фотоаппараты. Сдать можно не любую технику, а только в товарной коробке, с гарантией и чеком. В 24 филиала Петербургского городского ломбарда приходит около 30 000 человек в месяц. Но очередей, как в советское время, не наблюдается – ломбардов в городе почти также много, как ценных вещей у петербуржцев».
Максим Плетнев
Газета Котлин №23 2010г