Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Административный удар по малому бизнесу
18 января 2011 г.
К сожалению, одна из серьезнейших проблем современности - коррупция - лечению поддается очень плохо. Что и зафиксировали последние исследования. Её объем достиг 49% от ВВП, а Россия в очередной раз с точки зрения комфортности ведения условий бизнеса в мировом рейтинге опустилась еще на несколько позиций, расположившись где-то рядом с Уругваем и Сомали.
Коррупция и ненадлежащее применение административного ресурса - те силы, которые сводят на нет все усилия федеральных и городских властей по предоставлению малым предпринимателям льгот и преференций в целях его развития. В результате подавляющее большинство малых предпринимателей с трудом сводят концы с концами и значительную часть сил тратят не на оптимизацию производственной деятельности, а на противодействие двум новейшим главным бедам современной России, поэтому среди официально заявленных в городе Санкт-Петербурге 292.000 малых предпринимателей эксперты с трудом насчитывают всего около 80 тысяч реально существующих.
На этом фоне рост с 1 января 2011 года социальных отчислений до 34% будет весьма опасен (ведь для малых предпринимателей, применяющим упрощенную систему налогооблажения, где сейчас величина этих отчислений составляет сегодня 14%, это будет увеличение в 2,5 раза). Дополнительных финансовых ресурсов для подобных выплат у предпринимателей нет, значит, на выбор три пути: снижение размера зарплат, банкротство или возврат к «серым схемам». Любой вариант плох как для предпринимателей, так и для общества в целом, но, что парадоксально - и для тех, кто надеялся таким образом собрать больше денег для пенсионного и других социальных фондов: ведь неизбежное снижение деловой активности и «уход в тень» автоматически снизит общий объем сборов, что неоднократно и неотвратимо подтверждалось в разные времена в разных странах. Понятно, что на социальные нужды деньги государству нужны, но также очевидно, что и брать их нужно совсем в другом месте. Во-первых - прогрессивный подоходный налог, издавна применяемый во всех цивилизованных странах (достаточно вспомнить, что на пике своей карьеры «Тhe Beatles» до 90% своих доходов отдавали британской короне). Во-вторых, все страны, богатые природными ресурсами - от Норвегии до Арабских Эмиратов - используют специальный налог на их эксплуатацию - природную ренту, что позволяет иметь мощнейшие социальные фонды. Увы, наши федеральные законодатели, несмотря на многочисленные обращения, от этих предложений отмахиваются. Почему - понятно, и пока количество сверхбогатых людей среди членов Федерального Собрания не снизится, эти самые очевидные меры останутся нереализованными. Пока же мы ждем административный удар по всему малому предпринимательству. И чем больше доля зарплаты на предприятии - тем он будет сильнее. Следовательно, больше всего пострадают интеллектуально-емкие отрасли - IT, научно-исследовательские и им подобные - т.е. те, кто и должен был бы стать локомотивом инновационного и модернизационного обновления российской экономики. Но, видимо, не случится: локальные фискальные задачи опять поставят крест на стратегических интересах страны.
Следующий вопрос - грядущий «Закон о полиции». В нем много различных плюсов и минусов, но, применительно к обсуждаемой теме он крайне неудачен - ведь фактически все полномочия силовых структур, изъятые по указанию президента под лозунгом «Хватит кошмарить малый бизнес!», опять к ним возвращаются. А с ним - и дополнительные расходы на «компенсационные меры» в отношении «внезапных проверок». В этом же ряду и вступивший в силу с 1 января Федеральный Закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»», согласно которому право останавливать деятельность компании на 90 дней получат любые надзорные органы или даже должностные лица - без решения суда. Можно только представить, сколько претензий сразу возникнет у Роспотребнадзора или противопожарных структур МЧС по поводу неисполнения их требований, которые закончатся фактической ликвидацией малых предприятий. Крупным компаниям, как мы понимаем, в нынешней российской реальности вряд ли что грозит…
На этом фоне продолжающиеся проблемы с госозаказом, где объем расхищенных средств уже достиг триллиона, а также идеи ради борьбы с «фирмами-однодневками» запретить регистрацию предпринимателей по месту проживания - уже не столь существенны - «снявши голову по волосам не плачут».
Как жить будем?
Конечно, перспективы пока рисуются не очень радостные, но, как говаривал бравый солдат Швейк: «Ну чего вы беспокоитесь о будущем? Какое-нибудь, да будет - ведь еще никогда не было, чтобы не было никак». Он прав - будущее у нас в любом случае будет, а вот какое - зависит от нас. То ли мы под лозунгом «глобализации», прикрывающим банальный неоколониализм, окончательно превратимся в сырьевой и сбытовой придаток Запада, попросту - в колонию. То ли станем процветающей и самодостаточной державой, способной обеспечить достойную и интересную жизнь и нам, и нашим потомкам. Выбор пути - зависит от нас. Президент и премьер-министр абсолютно правы - без модернизации, в первую очередь - политической, шансов у нас практически нет. А вот шанс ее эффективно провести в 2011 году - году выборов в Государственную Думу - есть. Давайте постараемся его не упустить.
Третьяков Алексей, председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
Газета Котлин №1 2011г