Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Тревожные ожидания
18 января 2011 г.
Необходимость серьёзнейшего реформирования правоохранительных органов страны, как системы, ее отдельных институтов, прежде всего МВД, милиции назрела давно и вызывает в обществе огромный интерес и тревожные ожидания. 1 марта 2011 года закон «О полиции» должен быть принят.
10 декабря при обсуждении Государственной Думой в первом чтении закона «О полиции» от имени фракции КПРФ выступил депутат А.Д. Куликов.
Уважаемые коллеги!
Ныне общество, правоохранительная система, все государственные институты пожинают плоды посеянного преступным безумием власти. А продолжающаяся вот уже почти двадцать лет безнаказанность всех организаторов и исполнителей преступного переворота - служит индульгенцией для новых «правоохранителей». Беззаконие власть имущих, многих представителей силовых структур, следственных, судейских органов стало нормой жизни в начале 21 века. К этому надо добавить, что в двухтысячные годы власть ещё раз залезла в карман «человека с ружьём» своей реформой «монетизации льгот». В конечном счете подобная политика государства привела к новому явлению в милицейской среде - социальному расслоению на богатых и бедных. В этой связи уже неудивительны декларации высших чинов УВД, ГУВД, МВД, неумолимо свидетельствующие о сомнительных капиталах, имуществе их обладателей. Не случайно, что во многих милицейских подразделениях, горрайорганах внутренних дел страны тяжелейший морально-психологический климат, серьёзные проблемы с дисциплиной личного состава, массовые нарушения законности.
После принятия проекта ФЗ «О полиции» в августе 2010 года произошло столько событий в Краснодарском (станица Киевская, город Белореченск), Ставропольском краях, в городе Гусь-Хрустальный и, наконец, в Москве на Манежной площади, которые выявили поверхностный подход к реформе, антинаучность, непродуманность, поспешность принятых решений и мероприятий по реформированию МВД, милиции. Они лишь усугубили большинство проблем, волнующих личный состав органов внутренних дел страны, беспокоящих общество, еще более осложнили криминальную обстановку в России.
Авторы реформы не разработали приемлемую концепцию, стратегию и тактику реформирования важнейшего для общества государственного института, оказывающего влияние на все стороны жизни людей. Они не удосужились заглянуть в «святцы» - в Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года, объявленную Указом Президента РФ 12 мая 2009 года, прежде чем выносить на суд общественности первый законопроект «О полиции» (август 2010 г.), напрочь отрицающий презумпцию невиновности граждан и гарантированно обеспечивающий презумпцию законности при любых обстоятельствах полицейского, дающую право ему палить во всех, кто ему не подчинился. Тогда как в 35 статье Стратегии объявляются высшей целью для всех государственных органов власти «...защита… основных прав и свобод человека и гражданина...». Нельзя вести речь о реформировании правоохранительного института, не увязывая это с действующими основополагающими документами в сфере национальной безопасности. Что же касается этого августовского проекта «о законопроекте», который кто только не рекламировал из высших должностных лиц государства, МВД, парламента России, партии власти, то можно только порадоваться за активность наших граждан, объявивших войну этому драконовскому документу, вынудивших его авторов существенно изменить ряд статей, а многие просто выкинуть.
Сегодня нет ответа от реформаторов, почему сокращение личного состава МВД РФ, милиции обозначено цифрой 22 процента от численности. Кто это рассчитал, к каким подразделениям, службам относится, как увязано с криминальной обстановкой в России, тенденциями и динамикой реальной преступности. Волюнтаристски, без анализа и расчетов, проведено упразднение отдельных департаментов, служб и подразделений, в частности, линейных отделов внутренних дел, милиции на транспорте.
Не выполнило требования Указа Президента № 208 и Правительство РФ, особенно в части выделения «...дополнительных бюджетных ассигнований Министерству внутренних дел на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и формирование специализированного жилищного фонда» в 2010 году.
Не будем наивничать, законопроект «О полиции», как одна из мер реформирования МВД Российской Федерации, также не приведёт, в случае его принятия, к изменению качества работы МВД РФ по защите общества от преступных посягательств. К тому есть несколько оснований:
1. Законопроект мало чем отличается в своей сущности от действующего закона «О милиции», принятого в 1991 году. Более того, по ряду статей, старый закон лучше, логичнее передаёт смысл работы милиции, её цели и задачи, права и обязанности.
2. В новом законопроекте нарушен баланс прав и обязанностей работника полиции (милиции) в сторону расширения его правомочий, в частности, чрезмерно расширяются права полиции на применение специальных средств против граждан, например, наручников, электрошоковых устройств, резиновых дубинок, служебных собак, водомётов. В законопроекте сохранилось от его предшественника, но только в более завуалированной форме принципиальное положение - презумпция законности действий полицейского.
На наш взгляд это резко диссонирует с заявленными целями в законопроекте о восстановлении доверия граждан к полиции, о партнёрских отношениях полиции и общества, об уважении к правам и свободам человека. Отмечу, что абсолютное большинство спецсредств в Советском Союзе не применялось вообще. В частности, резиновые палки советские люди увидели лишь однажды, в 1966 году, в связи с участившимся хулиганством молодежи. Но уже с 1968 года они были отменены навсегда.
Если следовать букве законопроекта, в частности ст. 21 главы 15, то даже за расклейку объявлений в специально не отведенных местах, например, о продаже квартиры или о сборе общества собаководов, или за размещение в неположенном месте агитационного листка конкретный гражданин или граждане могут получить удар дубины или применение иного спецсредства.
3. В законопроекте чётко не прописаны механизм, индикаторы, критерии оценки деятельности работников полиции и полиции в целом. Нет ответа на вопрос, что понимается под результативностью работы полиции.
4. В законопроекте говорится, что одной из задач, которую должна решать полиция, является борьба с преступностью, защита человека, граждан, общества от преступных посягательств. Однако совершенно не прописано, кто в полиции будет заниматься этим, какая служба, подразделение? В проекте закона нет ни слова о структуре будущей полиции. Есть лишь норма о том, что всё это будет отрегулировано соответствующим Указом Президента.
В этом же ряду стоит и волюнтаристское вычленение из состава МВД Российской Федерации государственной пожарной службы, и передачи её в МЧС России. Подобное решение здорово «аукнулось» обществу летом 2010 года, в пожарах которого погибли сотни человек и тысячи граждан остались без крова.
5.Удивляет, несмотря на неоднократные заявления высшего руководства страны, отсутствие в законопроекте полного пакета мер по социальной защите работников полиции, их семей, ветеранов
6.Законопроект не предусматривает, например, в отличие от закона "О советской милиции", реального контроля общества, трудовых коллективов, представительных органов власти за милицией. В нём не прописан чёткий механизм отчетов должностных лиц перед населением.
7. Нельзя согласиться с тем, что в органы милиции принимаются лица, не имеющие необходимого социального опыта жизни. Таковой ранее приобретался в период прохождения службы в Вооруженных Силах. Очевидно, что надо вернуться к приему на службу в милицию лишь после прохождения армейской службы.
8. Законопроект не отвечает требованиям общества об ужесточении персональной ответственности руководителей всех уровней за деятельность подчиненных сотрудников. Он не предусматривает укрепление единоначалия по всей вертикали МВД. Министр, как и ранее, не имеет полномочий ни по назначению руководителей на должности высшего начальствующего состава, например, начальников краевых, областных ГУВД, УВД, ни оперативного принятия решения об отстранении таковых от занимаемой должности в необходимых случаях. Всё это находится в руках Президента Российской Федерации.
9. Анализ законопроекта убеждает, что власть желает превратить сотрудника правоохранительного органа (полиции) в полностью бесправного служащего, находящегося под жесточайшим контролем государства. Предоставляемое же право работникам милиции объединяться в профсоюзы является чистой воды декларацией.
И последнее. Внимательное прочтение законопроекта на самом деле показывает, что его целью является не столько реформа милиции, а значит и МВД в интересах общества, сколько перемена названия - с «милиции» на «полицию». Идеологи этого законопроекта, видимо, решили, что сама замена «милиции» на «полицию» принесёт обществу избавление от явления «мента». А одно слово «полиция» у граждан России будет вызывать в памяти чудную картинку западного полицейского, спасающего, защищающего всех и вся.
Очевидно, что это не наивность. Это - очередная попытка власть предержащих привлечь избирателя в преддверии предстоящих выборов в федеральные органы власти с одной стороны, - с другой обеспечить безопасность правящего режима, используя при необходимости созданную полицию.
Редакция. (Полная версия на www.kprf.ru)
Газета Котлин №1 2011г