Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Торговые сети - наше всё
08 февраля 2011 г.
По обеспеченности торговыми площадями - 967 кв.м на тысячу человек - Санкт-Петербург значительно обогнал не только всю Россию (и даже вдвое - Москву), но и многие европейские столицы.
К тому же в прошлом году произошло знаковое событие - один из крупнейших российских научно-промышленных центров исчез, уступив место центру сетевой розничной торговли: впервые в истории Петербурга-Ленинграда вклад в региональный продукт больше дала торговля, нежели промышленность (24% и 23% ВРП соответственно). Конечно, такое перепозиционирование произошло не за счет роста эффективности торговли, а за счет столь резкого падения промышленности (индекс промпроизводства упал более, чем на четверть), что не только Санкт-Петербург по данным Минрегионразвития оказался в конце списка, но и весь СЗФО из-за него стал «третьим с конца». Однако, в любом случае, столь высокая плотность торговли должна была неизбежно вызвать рост конкуренции, а значит - рост качества товаров и обслуживания и снижение цен. Увы - все получилось ровно наоборот. Сообщениями о контрафактном и просто опасном для здоровья продовольствии забиты все СМИ, цены на продукты питания выше московских на 10-15% (а по некоторым позициям в 1,3-1,5 раза превышают немецкие), и горожане начали массово осваивать однодневные шоп-туры в Финляндию «за едой». Оказалось, что даже с учетом стоимости виз и трансфера в традиционно дорогую скандинавскую страну оказывается покупки там дешевле, чем отоваривание в городских торговых сетях. Например, сыр «Моццарелла» в одном из наших гипермаркетов стоит 84 рубля, а в Лаппеенранте - 55 евроцентов. Что же случилось?
Старт программы по уничтожению мелкорозничной торговли был дан 30 ноября 2004 года печально знаменитым постановлением городского правительства №1885 о сносе остановочных павильонов. Через год приступили к сносу торговых точек у метро, еще через два - к ликвидации минирынков и торговых зон, потом настал черед Хасанского рынка и Апраксина двора. В результате город лишился свыше 40.000 торговых точек малых предпринимателей, все это с лихвой было замещено крупнейшими торговыми сетями, стремительно занявшими 80% рынка розничной торговли, при этом, как выяснилось из недавнего доклада президента городской Торгово-промышленной палаты В.И.Катенева, три крупнейшие сети занимают половину (только печально известная X5 Retail Group со своими «Пятерочкой», «Перекрестком», «Каруселью» и свежеприкупленной за 51 млрд. руб. «Копейкой» занимает явно больше трети рынка). В итоге - традиционный для монополии негатив: рост цен, ухудшение качества, выжимание с рынка отечественных производителей (доля импортного продовольствия приблизилась к 80%, в четыре раза превысив определенный ООН порог продовольственной безопасности). Даже последний бастион - плодоовощная продукция — традиционно на 80% заполняемый отечественной продукцией, этой осенью рухнул, снизившись до 25-30%.
Судя по всему, положительных изменений не предвидится, в пользу чего говорит много последних событий - от свежепринятой федеральной концепции по развитию розничной торговли, где долю торговых сетей планируется довести до 80% по всей стране, до предпринятых недавно в Госдуме попыток под видом «заботы о здоровье нации» осуществить очередной передел рынка в пользу торговых сетей, запретив малым предпринимателям реализовывать пиво и табачные изделия…
Одно из самых первых распоряжений нового столичного мэра - ликвидация торговых палаток - взбудоражило всю Москву, и они обратились за консультациями к нам - дескать, вы же это проходили, чего теперь ждать? В принципе - ничего хорошего, будет, как и у нас, только, в силу географических причин, москвичи будут ездить не в Финляндию, а в Белоруссию. Там нашелся сильный руководитель, который смог иностранным торговым сетям сказать «нет» - и теперь республика обеспечивает себя продовольствием на 97%, его качеству и дешевизне может позавидовать вся Россия, и там не бывает таких проблем, как у нас недавно с гречкой. К счастью, московские власти быстро одумались, и количество ликвидированных торговых точек не дотянуло даже до тысячи, к тому же многие вернули на место со «штрафстоянок». У нас же не все так благостно - в «расстрельный список» дополнительно включено еще 532 торговых объекта. В общем, приграничным финским торговцам новый год явно сулит рост прибылей.
Говоря о торговых сетях, нельзя не заметить, что это - не единственная монополия, к которой так благоволит государство, не меньшим покровительством пользуются и так называемые «естественные монополисты», и среди них наиболее опасный и губительный - электроэнергетики.
Справедливости ради нужно отметить, что и федеральное, и городское правительство многое сделали, чтобы защитить от них хотя бы малых предпринимателей, хотя бы в одном наиболее болезненном вопросе - стоимости технологического присоединения к электросетям, которое доходит сегодня до 50-60 тысяч рублей за 1 КВА. Конечно, ситуация дикая, ведь получается, что мы вынуждены купить право в дальнейшем покупать и оплачивать потребляемую электроэнергию - это как если бы платили за право войти в булочную, где собираемся купить хлеб, или заранее оплачивали строительство завода, где произведут холодильники, которые мы потом купим. Конечно, во всех других отраслях предприниматели сами принимают на себя эти риски - берут кредиты, вкладывают собственные средства, выпускают акции - и только «птенцы гнезда чубайсова» пользуются правом переложить все тяготы и риски на потенциальных потребителей. Но ладно, раз уж они в стране сильнее всех, хоть для малых предпринимателей выбили льготы - если присоединяемая мощность не более 15 КВА, то стоить она должна не более 500 рублей за единицу. И…проведенное «Деловым Петербургом» недавнее журналистское расследование показало - «счастливчиков», воспользовавшихся этим правом, в нашем городе пока не обнаружено. Потому что электроэнергетики творчески переосмыслили старый советский анекдот (- Я имею право? - Конечно! - Так я могу? - Нет, не можете.), и у «льготников» постоянно возникают «непреодолимые технические сложности». Которые волшебным образом пропадают, как только малые предприниматели становятся готовы платить полную стоимость.
А еще электрорубильник замечательно выполняет роль механизма рейдерского захвата, как произошло, например, с несколькими десятками малых предприятий, базирующимися на территории бывшего 55-го завода в Стрельне. Вот уже скоро два года, как они вынуждены работать от электрогенераторов, и половина из-за этого разорилась. Впрочем, использование обесточивания в качестве «последнего аргумента» не новость - именно он обычно применялся при ликвидации торговых зон.
Учитывая все вышесказанное, очевидно - в подобных условиях российские малые и средние предприятия конкурентоспособные товары и услуги создать практически не в состоянии.
Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
Газета Котлин №3 2011г