Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Будут ли галереи гульбищем?
10 апреля 2011 г.
В Кронштадте полным ходом идет восстановление Морского собора. В отличие от воссоздания Храма Христа Спасителя, это не вызывает ни недоумения, ни тем более раздражения. Как известно, в значительной степени он напоминает Собор Святой Софии в Константинополе.
Есть, тем не менее, существенная деталь: за алтарем не узкий проход, а целый зал. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что строил собор русский архитектор. В принципе, план первого этажа не отличается от плана церкви Покрова в Филях (1690-93; нарышкинский стиль). По преданию в ней молился фельдмаршал М.И. Кутузов, прежде чем решить: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя. Но церковь знаменита не только этим. Стройность композиции и пышный белокаменный декор придают зданию торжественный, нарядный облик. Центрический храм типа «иже под колоколы» расположен на высоком подклете, окруженном открытым гульбищем с тремя папертями. Гульбище - терраса или галерея, окружающая здание предназначено для совершения крестного хода, не выходя за пределы храма. Оно было широко распространено в допетровской России.
Позднее гульбища, возможно по причинам экономии, стали устраивать лишь в северных районах страны, где обойтись без них трудно, а со временем и само название стали забывать. Постепенно его заменило слово «галерея». Правда, galleria по-итальянски не гульбище, а паперть, но оно получило широкое распространение по всему миру и представляет собой вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. Удобство размещения экспозиций в галереях привело к тому, что галереями стали называть художественные музеи или их части вообще, без привязки к архитектурным особенностям.
Галереей также называют верхний ярус зрительного зала (галёрка), в которой обычно находятся самые дешёвые места, что связано с первоначальным значением слова. В переносном смысле - длинный ряд, вереница. С развитием электронных средств обработки и хранения информации галереями стали называть обособленные подборки визуальных эле-ментов.
Прижилось слово галерея и в церковной архитектуре. Например, в храм Христа Спасителя гордо вписалась галерея славы. Храм Покрова на Рву обладает обходной галереей, нависающей над Васильевским спуском. Имеется галерея вокруг алтарной части в храме Петра и Павла в Петергофе. Есть галереи и в Морском соборе Кронштадта. Но вот вернется ли к ним старинное название гульбище? Скорее всего, нет. В современном языке, гульбище звучит несколько вульгарно, хотя и с российским размахом. Впрочем, про галерею славы тоже ничего не слышно. Как это не странно, после присвоения Кронштадту статуса «Города воинской славы» страницы его былой известности несколько тускнеют. Музей Морского завода закрылся. Музей Морского госпиталя уже давно доступен лишь для внутреннего пользования. Судьба музея «Кронштадтская крепость» до сих пор не решена, а работники самого старейшего нашего музея А.С. Попова получили уведомление об увольнении. Так, что не до гульбища.
Виктор Краснояров, кандидат исторических наук
Газета Котлин № 6 2011г