Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Достаточно ли одной книги, чтобы разжечь костёр?
09 июня 2011 г.
Несколько лет назад мне довелось переводить поздравление командующего войсками Ленинградского военного округа его американскому коллеге в Афганистане. Американец перед афганской командировкой гостил в штабе ЛенВО на Дворцовой площади. Тогда и назвал дату своего рождения.
Из телефонного разговора следовало, что именинник находится в провинции Кундуз, где местные всерьёз обложили западных «интернационалистов». Когда выяснилось, где обложили, генерал армии Пузанов, 25 лет назад командовавший там полком, посмотрел на меня с недоверием, мол, не перепутал ли я чего. Район Хакани мне также хорошо знаком по общему с генералом Пузановым афганскому прошлому. Это стопроцентно таджикский «оазис», отбившийся от талибов-пуштунов, и более того, наиболее от них пострадавший. Он и для шурави не создавал особых проблем: тамошние таджики гордились тем, что в 20-е годы прошлого века не пускали к себе даже соплеменников-басмачей. А тут - исламистов-талибов остановили, а с американцами схлестнулись...
Тот разговор вспомнился на фоне взрыва страстей в Мазари-Шарифе. Этот 300-тысячный провинциальный центр на Севере Афганистана - едва ли не единственный, где пуштунов тоже практически нет. Именно здесь размещался штаб известного борца с талибами узбекского генерала Дустома. Мазари-Шариф примечателен почти европейскими нравами. В этих местах, по преданию, закончил земной путь легендарный Заратустра - основатель доисламской и весьма «либеральной» религии всего Среднего Востока - зороастризма. Женщины Мазари не закрывают лица, а девчонки безбоязненно ходят в школу. Более того: знаменитая Голубая Мечеть с непременными белыми голубями перед фасадом всегда символизировала «божественный покой», столь нехарактерный для остального Афганистана.
Это, ведь, не пуштунский Кандагар, бурлящий при любой кабульской власти и её покровителях. Так вот: не Кандагар «спровоцировал» Мазари, а наоборот. Более того - к правоверным таджикам присоединились боевики «Талибана», до того находившиеся здесь в подполье. В результате событий на Севере и Юге Афганистана со всех сторон убиты более 30 (возможно, до 80) человек, из них трое сотрудников миссии ООН в Мазари-Шарифе. Двое убитых обезглавлены. В числе погибших - ранее известная по скандинавским СМИ - Сири Шкаре, первая норвежская женщина-пилот ВВС. Тогда же пострадал и российский ооновец Павел Ершов, который (учите, господа, языки!) убедил нападавших в своей приверженности исламу. В Кандагаре же растерзаны двое полицейских, охранявшие местных ооновцев. С учётом региональной циркуляции новостей (они связаны с миграцией пуштунов-кочевников) нельзя исключать дальнейших антизападных выступлений, в том, числе в соседнем Пакистане, кстати, ядерной державе.
Можно, конечно, всю вину за произошедшее возложить на американского пастора-евангелиста Уэйна Саппа из Флориды. 20 марта он в присутствии 30 прихожан поджег Коран зажигалкой для барбекю. Этой зажигалки хватило пока на афганский костёр. Пока - потому что уже другой - мичиганский - пастор по имени Терри Джонс собирается 22 апреля «устроить суд над Пророком Мухаммедом». Причём, прямо напротив крупнейшей в США мечети. Но сводить дело лишь к безумной выходке флоридского «попа Гапона» и ещё большему мракобесию его мичиганского коллеги, значит, путать причину с поводом. Более 10 лет назад, будучи российским представителем в штабе американских миротворцев в Боснии, я удивлялся их, порой, чересчур комиксовому представлению о «хороших и плохих парнях». Даже вдумчивые американцы легко устанавливали приблизительно такую причинно-следственную связь: раз боснийские сербы тяготеют к югославским, а во главе югославов стоит «коммунист Милошевич», значит, виновны те и другие. И вообще - для демократизации России нужно всех русских коммунистов выслать на Кубу… О пляжах Варадеро, наверное, мечтают и антикоммунисты, но дело не в Кубе. А в неблагодарности безоглядного «экспорта» западных представлений о добре и зле. Для пропагандистской наглядности «возводимых в квадрат». Поэтому американцы не понимают, почему афганцы, даже воевавшие против шурави, никак не выстраиваются в «демократический кильватер»?: - «мы привезли им пайки, а они сначала поблагодарили, а потом сбили наш вертолёт».
Чрезмерная уверенность в безальтернативной правоте мешает Западу на любом по удалённости Востоке. Особенно там, где к чужестранцам относятся по принципу «вредный-полезный» - да ещё с исторической «презумпцией» их «неверности». Для афганцев шурави был лучше американца. Потому, что сливал им солярку и ходил по лавкам-дуканам - мелочёвку покупал. А западники не сливают и не ходят - у них всё есть. И вообще: западный «терминатор» останавливает любого страждущего дехканина на расстоянии выстрела со сторожевой вышки: тут, мол, «территория добра», до которого ты ещё не дорос»… А если вышка - выше самой мечети, то незачем туда и обращаться - «кяфиры» - они и есть «кяфиры»: «не трогай, Саид, этого «крестоносца». Он - мой!» А пайки и прочая гуманитарная благодать, если она не вручается из рук в руки, та - вообще от Аллаха: причём тут «неверные»? С их ещё менее вообразимыми «службами по восстановлению провинций»? В Коране-то ничего о них не сказано…
Шурави не сразу овладели премудростями прикладного востоковедения. Но в составе шурави служило немало выходцев из Средней Азии, этнически близкой к Афганистану. Уличное общение соплеменников, волей Аллаха разделённых Аму-Дарьёй с Пянджем, так или иначе, укрепляло житейскую составляющую нашего «интернационализма». Да и блокпосты, напомним, оказывались и «заправочными станциями», и «здавпунктами» с «аптеками» для афганцев, нередко отвечавшими добром на добро. Безо всяких -измов.
Важнее, впрочем, другое: при шурави Средний Восток ещё только входил в фазу исламского «ренессанса», ныне подтверждаемого по всей арабской розе ветров. Его, собственно, и спровоцировал Запад, создав «второй фронт» против шурави из числа арабских «добровольцев» бен Ладена. Только, вот, исламские союзники, не приняв «демократических идеалов», переродились в международных террористов. А те, в свою очередь, даже в Мазари-Шарифе оказались куда ближе правоверным, чем западники. И скорее всего - не только в конкретный день, когда до них дошла весть о сожжении Корана.
Самонадеянному провокатору не дано предугадать, чем отзовётся его слово и дело. И это куда существенней, чем повод для ностальгии по не идеализируемым временам, когда на афганской земле служили ещё совсем молодые подполковник Игорь Пузанов и майор.
Борис Подопригора
Газета Котлин № 11 2011г