Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Чего хотят женщины?
26 июля 2011 г.
За последние десятилетия на книжном рынке прочно утвердился жанр фэнтези, а из него выделилось особое направление, которое можно определить как «женский фэнтезийный роман». Последний представляет собой интерес потому, что не только показывает, каков идеальный мир глазами современных женщин, но и как эта «идеальность» эволюционирует.
Десятки женских фэнтези-романов отличаются друг от друга не более, чем биллиардные шары — только цветом и номером. Антураж всегда одинаков — в разных пропорциях смешанное наследие Толкиена и создательницы саги про Гарри Поттера. Сюжет тоже один на все времена — психически неуравновешенная начинающая магичка-истероид из провинции, к тому же не обладающая ни внешней привлекательностью, ни хорошими манерами. В ходе всего сюжета ведет она себя взбалмошно, но женщины-авторы относятся к этому весьма снисходительно, заставляя остальных персонажей всякие дурацкие шутки, подставы и идиотские выходки расценивать как «милые шалости».
Главную героиню окружают несколько представителей мужского пола, из которых и формируется «команда верных друзей». Женская дружба в таких романах принципиально отсутствует, а друзья-мужчины под разными предлогами лишены к ней сексуального интереса. Весь смысл жизнедеятельности «друзей» сводится к соучастию в пакостных «забавных шутках» и вытаскиванию главной героини из передряг, которые она сама же и спровоцировала, причем без расчета на извинение и благодарность — ведь сама возможность ей служить, по мнению авторов — высшая награда. Наша дама, напротив, ведет себя весьма резко, и все норовит кого-нибудь пнуть, ударить, расцарапать, а ее раздумья о других персонажах обычно сводятся к «Я мысленно и с удовольствием представила, как разрываю его на мелкие кусочки», что мирно соседствует с перманентными рыданиями и истериками, для которых, по мнению авторов, всегда находятся уважительные причины. Но особый кошмар начинается в ежемесячные периоды, которые одна из авторов элегантно назвала «дни следования за луной» — тут наша девица вообще становится эталоном антиобщественного поведения, но все окружающие считают это абсолютно нормальным и относятся к ней подчеркнуто заботливо.
Разумеется, сюжет перемежается зарисовками чисто женского понимания прекрасного, причем авторы зачастую не замечают явных противоречий. С одной стороны — отстаивание права героини не заботиться о своем внешнем виде и ходить в непрезентабельной одежде («я так хочу и мне так удобно»), с другой — бесконечные описания шопинга и «на бал я надела…..». Не чурается героиня, как правило, и непечатных выражений — что почему-то в глазах других персонажей придает ей шарм и очарование. Героиня всегда «блюдет себя», в промискуитете не замечена, но параллельно регулярно принимает соблазнительные позы, отбивается от несостоявшихся злодеев-насильников и совершает «вынужденный стриптиз». Вроде вот такого: «В такой юбке далеко не убежишь — решила я, и решительно ее сбросила. Как хорошо, что утром я сообразила надеть под нее кружевные панталоны!». В качестве антипода выставлены породистые барбиобразные дуры, постоянно строящие главной героине козни и неизбежно терпящие фиаско. Причем, если, например, они падают в обморок — то это пошло и наигранно, а если так же закатывает глаза и грохается героиня — то это умно и находчиво.
Самая страдательная фигура в этих романах — главный герой, чья линия поведения затверждена раз и навсегда. Он, как правило, с хорошей родословной, всегда богат и всегда красавец. Влюбляется в героиню с первых страниц, но долго и тщательно это скрывает, что приводит к многочисленным конфликтам непонимания. В которых именно он, разумеется, виноват, и переносит их из-за этого стоически. К кульминации наша магичка из гадкого утенка превращается в прекрасного лебедя, главный герой с трудом уговаривает ее выйти замуж (согласившись при этом на невообразимый пакет диких требований, выдвигаемых невестой), а все остальные персонажи (кроме, разумеется, асексуальной команды друзей) в нее влюблены, падают к ногам и «сами в штабеля укладываются». На этом сюжет «Провинциальная Золушка-стерва всегда побеждает и получает все» заканчивается.
Об этом можно было бы и не писать, если бы не растущий спрос и тенденции эволюции этого жанра. Во-первых, если первые книги были насыщены самоиронией и юмором, то в последних женские взбалмошность и стервозность преподнесены как предел совершенства. Во-вторых, избранником героини все чаще становится не принц, а личность инфернальная — кто-то из дьяволов или, на худой конец, некромант. В-третьих, героиня стала постоянно пить, и практически каждая глава начинается с «После вчерашнего голова раскалывалась, и я лихорадочно пыталась припомнить, куда же спрятала последнюю бутылку гномьей настойки». И, в-четвертых, героиня постоянно пытается подзаработать, причем всегда – сомнительными способами: от откровенного мошенничества до «проституции-лайт» (когда через посредников получает деньги за то, что придет на свидание). Окружающие, как правило, всегда жадны и мало ее спонсируют, она же, напротив, совершенно справедливо, по мнению авторов, возмущается тем, что зашедшие друзья слишком много съели и ввели ее в ненужные расходы.
Поскольку подобная литература — во многом отражение желаний и чаяний социума, получается, что идеал, к которому стремятся современные женщины — скаредная эгоистичная стерва-мошенница, которая на все имеет право. А это означает очередной диагноз, что современное российское общество, исповедующее столь асоциальные идеалы, безнадежно больно. Не пора ли его создателям, всего за 20 лет умудрившимся так извратить нравственную основу русского народа, предъявить счет? И, наконец, начать комплексное лечение?
Александр Регинин
Газета Котлин № 14 2011г