Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
О легендарном прорыве
22 августа 2011 г.
В конце августа 1941г. был совершен прорыв кораблей Балтийского флота и других судов из Таллина в Кронштадт. В настоящее время одни считают его героической эпопеей балтийцев, другие видят в нем явление трагическое. И те, и другие ищут причины этого. Командующий же Балтийского флота адмирал ТРИБУЦ В.Ф. полагал: «Я не разделяю ни той, ни другой точки зрения. Прорыв был одной из крупных операций, проведенных Балтийским флотом в годы Великой Отечественной войны». Следует определенно заявить: участникам прорыва есть, чем гордиться.
Немецко-фашистские захватчики вступили на территорию Советской Эстонии 7 июля. Бои на территории маленькой Эстонии продолжались до 19 октября 1941г.
После полудня 27 августа войска, оборонявшие Таллин, под прикрытием контратаки начали посадку на транспорты, которая была проведена без существенных потерь, благодаря умелому использованию корабельной и береговой артиллерии.
По плану конвои и отряды боевых кораблей должны были выйти в море в ночь на 28 августа. Но начавшийся шторм, задержал начало операции более чем на 12 часов: катера, тральщики и другие малые суда не могли идти в такую погоду. В результате минные заграждения, начинавшиеся уже при выходе из Таллиннской бухты, пришлось форсировать ночью. Сложность зенитного прикрытия заключалась в том, что огромная колонна вытянулась почти на 15 миль. Поэтому создать достаточную плотность огня было невозможно. Идти же быстро и маневрировать не позволяли транспорты-тихоходы и минная опасность. Ширина протраленной полосы была недостаточной для такой длинной колонны. Передовой аэродром флота был уже захвачен противником, поэтому прикрыть с воздуха корабли и суда на фарватере до острова Вайндло стало почти невозможным.
В прорыве участвовало 129 кораблей и катеров, а также 75 судов и плавсредств. Подавляющее большинство кораблей прорвалось в Кронштадт. Они вместе с 18 тысячами бойцов, вывезенных из Таллинна, стали на защиту Ленинграда. Но успех был достигнут дорогой ценой. Погибло 10903 человека, в т.ч. военнослужащих и вольнонаемных 7745, гражданских лиц 3158. Из 9690 раненых погибло в пути 2560.
Погибло 14 боевых кораблей и 42 судна, в том числе, 5 эсминцев: «Яков Свердлов», «Володарский», «Артем», «Скорый», «Калинин», подводные лодки С-5 и Щ-301. Из 29 крупных транспортных судов, участвовавших в эвакуации Таллинна, 25 погибло на переходе, 3 выбросилось на берег острова Гогланд и только один транспорт «Казахстан», получивший большие повреждения, дошел 1 сентября до Кронштадта. На транспорт «Казахстан» враг сбросил более 100 бомб. Из 35 членов команды в строю осталось только 7. Но они вместе с пассажирами-военнослужащими вышли победителями из всех испытаний.
Огромные потери могли быть немного меньше если бы не просчёты руководства страны и командования ВМФ.
Например, никто не ожидал наступления на Ленинград с юга, а нападения на флот и ВМБ с суши. Как позднее писал адмирал Кузнецов Н.Г.: «В чем мы остро чувствовали недостаток, это в малых авианосцах, без которых уже тогда не могли с полным успехом действовать эсминцы и крейсера». У нас не было не только авианосцев, имевшихся у наших союзников и Японии, но и кораблей ПВО, которыми обладала Германия. Вопрос о строительстве аэродромов на островах Финского залива даже не ставился. В то же время увлечение строительством крупных кораблей не позволило, не только закончить их строительство, во флоте не хватало тральщиков и современного трального вооружения. Другой причиной больших потерь явилась недостаточная сплаванность боевых кораблей с тральщиками, и тем более с транспортами и вспомогательными кораблями. Кроме того, флот испытал на себе все последствия слабости наших корабельных средств ПВО. Зенитные пушки Лендера к тому времени устарели. Уже в сентябре 1941г. на крупные корабли пришлось скобами крепить обычные зенитки, а зимой срочно усиливать специализированными зенитными установками. Практика показала, что даже малокалиберные зенитки, практически не увеличивая числа сбитых самолетов противника, резко уменьшали потери транспортов.
В заключение, следует отдать дань мужеству и стойкости командования БФ и экипажей боевых кораблей и транспортов. Они вышли победителями из всех испытаний, выпавших на их долю. В ходе войны они отом-стили за погибших боевых товарищей в водах Балтийского моря. Будем же достойными их славы!
Виктор Краснояров, кандидат исторических наук
Газета Котлин № 15 2011г