Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
События и имена нашей истории - январь (1-31)
22 января 2012 г.
2.01.1942. Завершение Керченско-Феодосийской десантной операции Закавказского фронта и Черноморского флота. Её результатом стало освобождение Керченского полуострова и Феодосии от немецко-фашистских захватчиков.
5.01.1856. На стапелях Архангельского адмиралтейства заложены одновременно 6 парусно-паровых трёхмачтовых клиперов типа «Разбойник». Корабли этого класса отличались небольшим водоизмещением и быстрым ходом. Они предназначались для крейсерских действий на море, ведения разведки и дозора, а, кроме того, активно задействовались в научных и исследовательских экспедициях. Всего было построено 22 клипера разных типов.
Характеристики: водоизмещение 615 т, длина 46,33 м, ширина 8,48 м, осадка 3,94 м, мощность движителя 150 - 200 л. с., 3 орудия; экипаж 101 человек.
5.01.1956. Главкомом ВМФ назначен адмирал С. Г. Горшков, ранее командовавший Черноморским флотом. Он оставался на должности главкома тридцать лет! Это были лучшие годы для нашего советского ВМФ.
6.01.1872 (18.01. н. ст.). Родился И.Г.Бубнов, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров, создатель первых в России боевых подводных лодок «Дельфин», «Барс», автор фундаментального труда «Строительная механика корабля». Умер 13.03.1919.
8.01.1971. Начало сложнейшего перехода ПЛАРБ пр. 667А К-408 с Северного флота на Тихоокеанский без всплытия в надводное положение. Командир - капитан 1 ранга В. В. Привалов, старший на борту - контр-адмирал В. Н. Чернавин. Переход окончен 19.03.1971. Во время похода с 3 по 9 марта выполнялось недельное боевое патрулирование у берегов США.
10.01.1951. На стапеле ленинградского завода «Судомех» заложена головная ПЛ пр. 611 «Б-61». Это были суперсовременные для того времени большие лодки, оснащённые 6 носовыми и 4 кормовыми торпедными аппаратами (плюс 12 запасных торпед на стеллажах), спаренной установкой 57-мм универсальных пушек на верхней палубе, в кормовой части рубки имелась спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. На ПЛ были установлены 3 дизеля по 2 000 л. с., 3 электродвигателя (5 400 л. с.), имелся шнорхель (РДП), кондиционер воздуха, рефрижератор, опреснитель. Лодка была поделена на 7 отсеков и имела следующие тактико-технические данные: водоизмещение надводное 1831 т, подводное 2600 т; надводную скорость Пуз., подводную 16 уз.; дальность плавания в надводном положении при скорости 9,2 уз. 22 000 миль, в подводном 440 миль при 2,1 уз.; глубину погр. 200 м; автономность 75 суток; длину 90,5 м; ширину 7,5 м; осадку 5,1 м; экипаж 65-72 чел. Вооружение: 10х533-мм ТА (22 торпеды или 32 мины вместо торпед). В процессе эксплуатации лодки неоднократно модернизировались, на них испытывалось баллистическое оружие и новейшая аппаратура. Они славно послужили отечественному флоту. Всего с 1953 по 1958 г. было построено 26 ед. 10.01. День инженера-механика. Отмечается в связи с образованием корпуса инженер-механиков Российского флота 10 января 1855 года (29 декабря 1854 г. по ст. ст.).
11.01.1962. Погибла ПЛ пр. 641 «Б-37», командир - капитан 2 ранга А. С. Бегеба. На лодке, находившейся в базе Полярный, произошёл взрыв и, как следствие, пожар. Ошвартованная борт о борт с Б-37 «С-350» тоже сильно пострадала - взрыв повредил прочный корпус ПЛ, вода хлынула в 1 и 2 отсеки лодки, в результате чего С-350 начала тонуть и легла на грунт носовой оконечностью. Всего при аварии на обеих лодках и на пирсе погибло 122 человека (это со слов очевидцев, а по заключению правительственной комиссии - 78 человек).
14.01.1878. Первое в истории успешное применение торпедного оружия с катеров по инициативе С. О. Макарова на Батумском рейде. Наши катера «Чесма» и «Синоп» под командованием лейтенантов И. И. Зацаренного и О. И. Щешинского торпедировали турецкий сторожевой военный пароход «Интибах» и разнесли его в щепки.
14.01.1965. В Николаеве спущен на воду противолодочный ракетный крейсер пр. 1123 «Москва». Всего было построено 2 единицы. В советском ВМФ они стали первыми кораблями, способными принимать на палубу летательные аппараты (несли до 20 противолодочных вертолётов Ка-25, имели подпалубный ангар и два вертолётоподъёмника), обладали большой скоростью (30 уз.) и высокой мореходностью (дальность плавания 14900 миль). Конструктор А. С. Савичев. В начале 1974 г. оба крейсера были направлены в зону военных действий на Средиземном море для оказания помощи Египту. В чёрные ельцинские времена распродажи флота были проданы Индии для разделки на металл.
Характеристики: водоизмещение 17500 т, длина 189,1 м, ширина 34 м, осадка 8,06 м, движ. 2х 45 000 л.с.; вооружение: 2x2 ПУ ЗРК «Шторм» (48 ЗУР), 1 х 2 ПУ ПЛРК «Вихрь» (8 ракет-торпед), 2x2- 57-ммАУАК-725, 2х5-533-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 14 вертолётов Ка-25, экипаж 850 чел.
15.01.1976. Начало уникального перехода (завершён 24.03.1976 г.) тактической группы АПЛ с Северного флота на Тихоокеанский вокруг Южной Америки через пролив Дрейка. Участники перехода АПЛ пр. 671 «К-469» и РПКСН пр. 667Б «К-171». Весь поход проходил в подводном положении. Всего было пройдено 21 754 мили. Руководил переходом капитан 1 ранга В. Е. Соколов.
16.01.1820. Открытие континента Антарктида русской экспедицией капитана 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Экспедиция длилась 751 сутки, 100 суток мореплаватели бороздили льды, 6 раз пересекли Южный полярный круг.
17.01.1942. ПЛ «Д-3» и «Щ-323» первыми из подводных лодок в период Великой Отечественной войны награждены орденами Красного Знамени.
17.01.1942. Капитану 2 ранга командиру 3 дивизиона бригады ПЛ Северного флота И. А. Колышкину, первому из подводников во время Великой Отечественной войны присвоено звание Героя Советского Союза.
18.01.1903 (31.01.1903 по нов. ст.). В г. Таращи Киевской губернии родился А. П.Александров - видный учёный, академик, президент АН СССР. Он внёс огромный вклад в создание в стране транспортной ядерной энергетической установки, атомного подводного флота, надводного и ледокольного флотов. Был научным руководителем создания первой отечественной АПЛ пр. 627 «К-3» и крупнейшей в истории кораблестроения программы создания отечественных атомных РПКСН (в ходе её реализации в стране за 24 года было построено 77 РПКСН семи проектов). Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырёх Государственных премий и т. д. По праву считается одним из отцов нашего атомного подводного флота. Умер в феврале 1994 г.
20.01.1974. Начало первого в истории ВМФ 107-суточного перехода группы подводных лодок (двух АПЛ: пр. 670 «К-201» и пр. 671 «К-314») с Северного флота на Тихоокеанский по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам. Командирами АПЛ были капитаны 2 ранга В. Д. Хайтаров и В. П. Гонтарев.
24.01.1725. Начало Первой Камчатской экспедиции (завершена в марте 1730 г.) под руководством В. И. Беринга (состоял на службе в русском флоте с 1703 г., до 1724 г. командовал линейными кораблями) и А. И. Чирикова на шитике «Фортуна», вышедшем из Санкт-Петербурга. Целью экспедиции было изучение северной части Тихого океана и поиски пролива между Азией и Америкой. Пролив ныне носит имя В. Беринга.
25.01. День штурмана ВМФ. Отмечается в связи с открытием в Москве Школы математических и навигацких наук 25 января 1701 г. (14.01.1701. по ст. ст.).
25.01.1932. Вступил в строй крейсер «Красный Кавказ». Крейсер вошёл в состав МСЧМ и стал впоследствии первым гвардейским крейсером советского ВМФ. Участник ВОВ, обороны Одессы, Севастополя, Кавказа.
26.01.1853 (7.02. нов. ст.). Родился адмирал И. К. Григорович, занимавшийся восстановлением отечественного флота после русско-японской войны 1904-1905гг. С марта 1911 по февраль 1917гг. был морским министром. После Октябрьской революции сотрудничал и Морской исторической комиссии и по изучению опыта Первой мировой войны. С 1923 в эмиграции. Умер в 1930.
27.01.1904. Героический бой крейсера «Варяг» (командир – капитан 1 ранга В. Ф. Руднев) и канонерской лодки «Кореец» (командир – капитан 2 ранга Г. П. Беляев) с японской эскадрой из 14 крейсеров и миноносцев и 3 транспортов у бухты Чемульпо. В результате боя 3 крейсера врага были повреждены, 1 миноносец потоплен. Однако наши корабли получили существенные повреждения, с которыми продолжать бой было невозможно. В связи с этим команды взорвали лодку «Кореец», а «Варяг» затопили, дабы не отдавать врагу.
27.01.1961. Не вышла на связь и погибла ракетная ПЛ пр. 644 «С-80» под командованием капитана 3 ранга А. А. Ситарчика. Затонула в Баренцевом море на глубине 200 м со всем экипажем (68 чел.). Подняли лодку 24 июля 1969 г. с помощью спасательного судна «Карпаты». Причиной гибели была ошибка матроса при попытке закрытия крышки шахты РДП.
С-80 резко уклонялась от встречи с НК (разведчиком противника), но этого Ситарчику показалось мало и он скомандовал срочное погружение. Лодка шла под РДП. Матрос вместо рукоятки закрытия шахты РДП воспользовался соседней (они очень похожи), которая поднимала акустическую антенну. Лодка «хлебнула» воды через шахту забора воздуха РДП и пошла ко дну. Вот вам и матросы-срочники на ПЛ!
29.01.1827. При Морском кадетском корпусе учреждены Высшие Офицерские классы для усовершенствования офицеров флота в морских и математических науках (ныне ВМА им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова). Первым начальником Офицерских классов и директором Морского кадетского корпуса на протяжении 15 лет был адмирал и известный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн. Обучение было двухгодичным, приём ограничен: за первые 35 лет существования классы окончили всего 212 чел. (приём осуществлялся 1 раз в два года; брали б человек на гидрографическое отделение, 2 чел. на механическое и 1-2 чел. на кораблестроительное).
30.01.1945. В этот день ПЛ «С-13» под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско в Данцигской бухте тремя торпедами потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 брт. Из 6 000 находившихся на борту фрицев, более половины (по другим, менее достоверным данным, около тысячи) были подводниками. Историки назвали эту победу атакой века, а Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом.
Валерий Петров
Газета Котлин № 1 2012г