Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Ответ власти народу
01 февраля 2012 г.
Политическая реформа, объявленная Д. Медведевым и получившая очертания в двух законопроектах, уже внесенных в Думу, и есть главный ответ «властей» на требования «рассерженных горожан». Протестуя против фальсификации выборов, люди требуют того, чего всегда в конце концов требуют граждане от авторитарных режимов — политических прав.
Что же им ответили?
На первый взгляд ответ выглядит благожелательным, но по сути является не омраченным тенью благих намерений вдохновенным надувательством.
Первый законопроект устраняет барьеры для регистрации партий и их участия в выборах. Надо иметь 500 членов — и можно регистрироваться и участвовать. Бросаются в глаза две странности. Снижение барьеров выглядит слишком радикальным. Эдак мы вновь получим вместо бюллетеней простыни с 30 партиями всех цветов радуги. К тому же законопроект выглядит как-то обескураживающе куце: ничего не говорится о том. по какой модели будут проходить выборы. Судя по обмолвкам, предполагается так называемая «биноминальная система», при которой в каждом округе разыгрываются два мандата.
Этот вариант выглядит чистой работой над ошибками «ЕР». Выборы показали, что они не могут уже иметь большинства, но еще лидируют в условиях выжженного поля политической конкуренции.
При биноминальной системе это лидерство вновь конвертируется в абсолютное превосходство: достаточно стать лидером с 30% в половине округов, чтобы получить 50% мест в Думе. Теперь понятен и неожиданный либерализм в допуске партий: чем их больше, тем больше шансов у «ЕР» на победу.
Но настоящим шедевром юридического жульничества является законопроект о выборах губернаторов. Здесь встречаем совершенно невероятную формулу: «Выдвижение кандидатов может осуществляться политическими партиями после консультаций с Президентом РФ, порядок проведения которых определяется Президентом».
Вы думаете, это значит: могут консультироваться, а могут — нет? Нет, это значит, что не могут осуществлять выдвижение без консультаций.
В законе как бы совмещены две интерпретации губернаторского поста. Губернаторы последовательно именуются здесь такой титулатурой: «высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ)». Первая часть указывает на лицо, выбранное населением, у него не может быть начальника. А наименование в скобках отсылает нас к той юридической идее, на которую опирался Кремль, отменяя выборы губернаторов: мол, органы исполнительной власти в РФ образуют единую систему, а значит, главы исполнительной власти регионов являются подчиненными президента как главы всей системы исполнительной власти. Таким образом, губернатор мыслится в законе одновременно и как избираемый (населением), и как назначаемый (президентом).
Ответ на вопрос, кто же он в большей степени, вытекает из порядка отстранения губернатора. Президент России, выясняется, вправе отстранить губернатора «в связи с утратой доверия», основанием для чего может стать «выявление... фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов». Тут стоит ссылка на закон «О противодействии коррупции», где описан этот конфликт. То есть отстранять губернатора президент может без всякого судебного решения. Ниже в проекте, где описывается возможность отрешения губернатора гражданами, заключение суда о правонарушении признается уже обязательным.
Главное же - вот где.
Согласно закону «О противодействии коррупции» понятие неурегулированного конфликта интересов применяется в отношении государственных и муниципальных служащих. Такого служащего, действительно, начальство может отстранить от должности, если имеется такой конфликт. То есть губернатор трактуется как обыкновенный бюрократ-исполнитель. Даже министры, послы и члены арбитражного суда не являются госслужащими, но лицами, занимающими государственные должности. А губернатор, избранный населением, оказывается госслужащим. Логично тогда, что (это оговорено в законопроекте) для губернатора обязательной является и процедура допуска к гостайне. Избрали вы губернатора прямым голосованием, а ФСБ не дала ему допуска - и никакой он не губернатор.
Данный здесь ответ на требования «рассерженных горожан» сводится к следующему: 1) исполнительная вертикаль и ее глава являются единственным источником власти и распорядителем властных полномочий в Российской Федерации, 2) прямое выражение гражданами своей политической воли посредством выборов недопустимо и 3) право как таковое является лишь инструментом обмана граждан и механизмом ограничения их прав.
Кстати, на форуме «Россия и Мир»:2012-2020 случилась сенсация: 60% допрошенных российских макроэкономистов высказались против существующей политической системы.
Они уверены в том, что в рамках существующей политической системы нет возможностей ни для качественного улучшения институтов (то есть усиления борьбы с коррупцией, реорганизации судебной системы и т.п.), ни для проведения модернизации.
Это дорогого стоит. Экспертов мобилизовали на модернизацию «Стратегии-2020» не для того, чтобы они отказали вслед за обманутыми избирателями в политическом доверии нынешнему режиму. Их задача — дать совет власти, как ей выжить. Или, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, разработать новую повестку для будущего правительства, где предполагаются все те же лица. Но, видимо, нынешний политический курс, основанный на сырьевой экономике и управляемой демократии, настолько себя исчерпал, что даже аполитичные макроэкономисты это тоже осознали.
Помощник президента Аркадий Дворкович заявил на форуме: «В ближайшие несколько месяцев будет сделан выбор тренда политики на 10-12 лет вперед». По его мнению, альтернативы таковы: новая индустриализация или постиндустриальная политика.
В зависимости от сделанного выбора государству предстоит ориентироваться либо на крупные корпорации, либо на «широкие предпринимательские массы». Первый тип политики предполагает повышение степени закрытости страны, в частности ограничение выезда за рубеж для населения. Плюс высокие налоги на бизнес, потому что крупным корпорациям по большому счету все равно, какие налоги платить. Компенсация ограничений должна прийти в виде роста зарплат. «Зарплаты в России могли бы и больше вырасти, если бы не коррупция»,— подчеркнул Дворкович.
Второй тип политики предполагает низкие налоги, максимально жесткую борьбу с коррупцией и максимальную открытость. Но зарплаты и пенсии будут рыночными, то есть повышаться медленно. А пенсионный возраст придется повышать. Сам Дворкович придерживается второго сценария и будет советовать властям именно его.
Кирилл Рогов
Газета Котлин № 2 2012г