Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
День поминовения предпринимателей
02 июля 2012 г.
Именно так свой недавно прошедший профессиональный праздник 26 мая именуют бывшие и пока еще чудом выжившие городские малые предприниматели. Основания для этого есть — правление Валентины Матвиенко прошлось по ним «стремительным домкратом»: только в сфере мелкорозничной торговли было уничтожено свыше 40 тысяч торговых объектов, а в сопредельных отраслях потери подсчитать вообще невозможно...
Снесенный хлебный киоск означает гибель мини-пекарни, потому что торговые сети с ней возиться не будут, точно так же ликвидированный овощной павильон предопределяет гибель малых аграриев. Все вместе они уже не будут закупать технику, сырье, пользоваться услугами малых фирм В2В («бизнес для бизнеса») — в общем, волна невостребованности и банкротств среди малых предприятий распространяется еще очень долго. И никакие победно-оптимистичные реляции пригубернаторского Общественного совета по малому бизнесу в модном нынче стиле «мы стали более лучше одеваться» о лидирующих позициях Санкт-Петербурга в части его развития печальную реальность исправить не в состоянии — не случайно эксперты из имеющихся в отчетности 375 тысяч субъектов малого предпринимательства в живых насчитывают не более 80-100 тысяч. Но и у них уверенность в счастливом завтрашнем дне отсутствует напрочь, ибо государственно-частные рейдеры расширяют сферы своего влияния, федеральное правительство и Госдума исправно выпекают все новые и новые драконовские нормативные акты, да и крупные корпорации весьма настойчиво рекомендуют не путаться под ногами в облюбованных ими отраслях, а то ведь и задавить ненароком могут (в точности по анекдоту: «У носорога очень плохое зрение, но при его весе это — не его проблемы»). И куда ж малому предпринимателю податься? На три известные буквы, куда его все время посылала Матвиенко — в ЖКХ? Так там тоже давно все монополизировано перекрашенными из государственных в частные жилкомсервисами. Заняться инновациями? А кому они нужны, если сбыта конечной продукции нет, потому что все так же монополизировано иностранным сетевым ритейлом, предпочитающим иностранными товарами же и торговать? Грустно, но лучшей шуткой в предпринимательской среде признана «Идеальный бизнес-план — это детальная подготовка к немедленной эмиграции».
Однако очевидно, что без развития малого предпринимательства будущего у России нет. И дело не только в экономике, хотя в наиболее развитых странах две трети ВВП дает именно малый бизнес. Значительно более важный эффект малое предпринимательство дает в сфере создания среднего класса, а значит — гражданского общества. Люди с государственным мышлением это прекрасно понимают, вот и Георгий Полтавченко в своем недавнем отчете перед городскими депутатами сделал то, чего безуспешно целую пятилетку добивались от его предшественницы: признал деструктивное влияние иностранного сетевого ритейла и необходимость возрождения мелкой розницы. Даже уж вроде бы полностью антикапиталистическая КПРФ — и та в своей программе признает не только необходимость, но и важность малого предпринимательства, создала при горкоме партии специальный совет по этому вопросу из наиболее известных общественников, ее депутаты разноуровневых парламентов ждут от предпринимательского сообщества конкретных предложений по изменению законодательной базы — в общем, на первый взгляд, жизнь вроде бы и налаживается.
Но это только на первый, ибо дьявол, как известно, в деталях, и две главные стратегические проблемы никто не отменял. Первая находится на федеральном уровне в отраслевом сегменте, и сводится к тому, что, как только в какую-то отрасль заползает крупный корпоративный (читай — олигархический) капитал, малый бизнес оттуда чиновники нещадно гонят, дабы не мешал серьезным людям наваривать сверхприбыли в бесконкурентной среде. И сделать с этим практически ничего невозможно, ибо «государство есть аппарат насилия в интересах правящего класса», а правящий класс у нас известно кто. Вторая же проблема вообще тотальна, и располагается на низшем уровне чиновничьего звена, применительно к структуре власти в нашем городе — на уровне районных администраций. Реальных задач, за решение которых с них всерьез спрашивают, по сути, всего две: создать режим наибольшего благоприятствования для зашедшего на их территорию олигарха (сколь бы абсурдны ни были его пожелания) и обеспечить «правильное» голосование за «правильную» партию. А сделать это проще при нищем забитом населении, которое и возмутиться побоится, и за побитый молью плед как нужно «отголосит». И малые предприниматели тут совсем не нужны, ибо это люди с пониманием ситуации, образованием и чувством собственного достоинства, и голосуют умом, а не пустым желудком. Значит — под бульдозер их! Что, собственно, и происходит...
Удастся ли Полтавченко справиться с этим все крепчающим «нерушимым союзом чиновников и олигархов» — сказать сложно, ведь монстр этот чрезвычайно силен и в средствах неразборчив. Однако если удастся — то вот программа важнейших действий на первый период: обуздать и поставить в жесткие рамки «естественных монополистов», в первую очередь — ненасытных электроэнергетиков; жесточайшим образом пресекать «узаконенное» рейдерство, особенно с участием бывших и действующих работников силовых структур; реанимировать мелкую розницу, прекратить экспансию иностранных торговых сетей; ввести в Санкт-Петербурге полноценное местное самоуправление с укрупнением муниципалитетов до уровня административных районов (тогда и идея о направлении налогов от малого бизнеса муниципалам станет осмысленной); прекратить политику преференций для крупных корпораций. Губернатору же еще стоит разобраться с целесообразностью ежегодной траты бюджетного миллиарда на бессмысленные «программы поддержки малого бизнеса», и, либо сделать их осмысленными, либо, в конце концов, просто сэкономить — в любом случае, пускать его на «опилки от бюджета» (которые кто-то аккуратно подметает) просто вредно. Кроме того, раз уж взялись реформировать КЭРППиТ, то неплохо бы создать отдельный комитет по малому бизнесу, где на него не будет давить отраслевой олигархический капитал (почему предложение отдать малый бизнес в формируемый комитет по потребительскому рынку (читай — по торговле) бессмысленно — сетевой ритейл его там моментально сожрет). Надежда, как известно, умирает последней, поэтому будем ждать, смотреть и выражать «осторожный оптимизм».
Алексей Третьяков, вице-президент ТПП г.Кронштадта.
Газета Котлин № 10 2012г