Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
От Москвы до Парижа
20 июля 2012 г.
В ночь на 12(24) июня 1812 наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу на р. Неман в районе Ковно (Каунаса). Началась Отечественная война 1812г. Велась она, в основном, на сухопутном театре военных действий, но и моряки к победе над противником приложили немало усилий.
Конец XVIII начало XIX вв. были для российского парусного военно-морского флота вершиной его славы. Однако многочисленные войны приводили не только к расширению границ государства, но и к оскудению его казны. Это оказало серьезное влияние как на оснащении флота, так и на оборудовании его баз.
В 1806 году укрепления на Котлине осмотрел лучший тогда в России военный инженер К. И. Опперман. Из 473 орудий 177 оказались полностью негодными. Тем не менее, генерал-майор Опперман считал, что создавать новые укрепления не имеет смысла. Так как «свойства берегов о. Котлина и окружающих его вод, и отдаленность фарватера от береговых укреплений не позволяет сим последним участвовать с большим успехом в его обороне», что «мелководье, подводные камни, окружающие остров, и свойство его берегов представляют естественные затруднения для высадки войск и тем более с орудиями большого калибра».
Но это для крупных парусных кораблей. Для более мелких нужно было возводить дополнительные преграды. Однако спохватились слишком поздно, война с Англией заставила срочно строить деревянные батареи, затопить старые суда, чтобы преградить путь вражеским кораблям, на мелководье создавать препятствия из свай и ряжей. Начатые в 1808г. работы по сплошному преграждению фарватера с помощью свай до конца доведены не были.
В канун начала Отечественной войны из Швеции пришло грозное предупреждение. Престолонаследник шведского короля Ж. Бернадотт сообщил, что Наполеон имеет план захвата Риги и Петербурга с помощью эскадры канонерок. Угроза была вполне реальной. Наполеон для высадки десанта в Англии подготовил армаду примерно в две тысячи канонерских лодок и транспортов и мог в любое время, используя прибрежные отмели, реки и каналы двинуть ее в Балтийское море.
Для отражения возникшей угрозы пришлось срочно строить «москитный флот». В филиале ЦВММ «Кронштадтская крепость» некогда демонстрировались закладная доска островской лодки 1811 г. и модель 2-х пушечной канонерской лодки 1811г. Они с успехом использовались при обороне Риги и для предотвращения форсирования Западной Двины неприятелем.
К счастью, столкнуться с армадой французских кораблей не пришлось. «Французские адмиралы в ходе сражений с англичанами особыми заслугами не отличились, и император это учитывал. Он больше верил в свой гений и мощь «Великой армии».
Возможно поэтому в канун Отечественной войны 1812г. российский флот в составе: 111 вымпелов базировался в Англии для блокады французского побережья. Кроме того, 11 июля эскадра вице-адмирала Кроуна в составе 8 линкоров вышла из Архангельска для действий в Балтийском море. Делать этого не пришлось. 15 октября эскадра адмирала Е.Е. Тета в составе 30 вымпелов, в т.ч. 12 линкоров, 6 фрегатов и двух корветов вышла из Кронштадта в Англию для совместных действий. К ним присоединилась и эскадра вице-адмирала Кроуна. Таким образом, если сухопутная армия отступала до самой Москвы, моряки изначально несли дозор вблизи французских берегов.
21 августа 1812г. гребная флотилия из 63 канонерских лодок и 13 других судов под командой капитана 1 ранга Л. П. Гейдена, блокировавшая занятый французами Данциг, бомбардировала эту крепость одновременно с действиями сухопутных войск против береговых укреплений.
Кроме того, моряки приняли участие и в боевых действиях на суше. Гвардейский экипаж (учрежден в 1810 г.) в составе 14 офицеров и 418 рядовых выступил из Петербурга, следуя на присоединение к 1-й запасной армии генерала Барклая де Толли. Экипаж использовался в качестве инженерных войск, имел свою артиллерийскую батарею и принимал непосредственное участие во многих сражениях. В историческом сражении 26 августа 1812г. при Бородине, находясь в армии Кутузова, моряки-гвардейцы уничтожили французский полк дивизии Дельсона и своей артиллерией расстреливали солдат Даву, Нея, Жюно и кавалерию Мюрата. Во время оборонительных и наступательных боев они наводили переправы, обеспечивая успешные действия русской армии. Великий русский полководец М. И. Кутузов с похвалой отзывался об умелых действиях моряков.
За доблестные подвиги в сражениях под Бауценом и Кульмом в 1813 г. Гвардейский экипаж был удостоен высокой боевой награды — Георгиевского знамени с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 года при Кульме».
Моряки-гвардейцы в рядах прославленной победами армии с боями прошли путь от Москвы до Парижа. Из Парижа экипаж через 2 месяца перешел в Гавр и на фрегате «Архипелаг» (с эскадрой вице-адмирала Тета) вернулся в Кронштадт.
75-й черноморский флотский экипаж в составе 4 рот (около 400 чел.), перевезенный летом 1812 г. из Севастополя в Аккерман на присоединение к Дунайской армии адмирала П. В. Чичагова, войдя в состав авангарда русской армии, преследовавшей французов при их отступлении из России, и неся понтонную и инженерную службу, участвовал в ряде сражений кампании 1813–1814 гг. и во взятии Парижа, после чего был возвращен на Черное море.
Подвиг моряков увековечен в памятнике, установленном на Бородинском поле.
Виктор Краснояров, кандидат исторических наук.
Газета Котлин № 11 2012г