Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
"Баярд идеальной честности и практической пользы"
24 мая 2013 г.
220 лет со дня рождения К.П.Торсуна. «Неужели он тем виновен перед человеками, что пламенно желал им блага?» Михаил Бестужев.
Последнее десятилетие царствования Александра I было одной из самых мрачных эпох в истории русского военного флота. Желая заслужить благоволение императора, морской министр маркиз де Траверсе соглашался на сокращение расходов по морскому ведомству и всячески скрывал от Александра I бедственное состояние флота. Посещая Кронштадт, император интересовался исключительно строевой подготовкой моряков, после чего «ревизующего монарха» провозили вдоль строя стоящих на якорях полуразвалившихся кораблей, выкрашенных с одного борта. Государь, вполне довольный, награждал офицеров Гвардейского экипажа и его командиров. Все кланялись и молчали, потому что истины сказать не смели. А истина состояла в томч, то когда летом 1824 года Великому князю Николаю Павловичу понадобился корабль для плавания в Пруссию, во флоте не смогли отыскать корабль, способный выйти в море. Поэтому начальник Морского штаба был вынужден предоставить Великому князю корабль«Эмгейтен», который должен был отправиться в испытательное плавание под командой К.П. Торсона, незадолго до того завершившего опытную реконструкцию 84- пушечного линейного корабля.
Константин Петрович Торсон родился в 1793 году, а когда ему исполнилось три года, мать – вдова, оставшаяся без средств, поместила его в морской кадетский корпус, где он провел 12 лет. 15-ти летним мальчиком Торсон участвовал в войне со Швецией.
Грозный 1812 год он встретил на Балтике, где ему первому за войну 1812 года на флоте, по личному указу Александра I, была вручена награда – Аненская шпага.
3 июля 1819 года из Кронштадта вышли шлюпы «Восток» и «Мирный», отправляющиеся для исследования Южного полюса. На борту «Востока» находился лейтенант Торсон. В ночь на 18 июля 1820 года вахтенный лейтенант Торсон усмотрел перед носом шлюпы бурун и едва успели отвернуть от рифов, не обозначенных на карте. Бдительность Торсона спасла экспедицию от гибели. 31 октября 1820 года исследователи завершили плавание вокруг Антарктиды. Во время стоянки в Рио-де-Жанейро русские моряки стали свидетелями событий, связанных с введением в Бразилии Конституции. Избранные народом депутаты отправились к королю. Жуан VI принял их и утвердил своей подписью требование о введении Конституции. Торсона поразила эта лёгкость. Со времени кругосветного плавания у него зародилась мысль, что и в России можно добиться Конституции «через убеждение».
24 июля 1821 года экспедиция возвратилась в Кронштадт, открыв Антарктиду и 29 островов, один из которых назван именем Торсона.
Но ни увлекательное кругосветное плавание, ни работы над кораблестроительными проектами не могли отвлечь Торсона от мыслей о необходимости перемен. В конце 1824 года он вступает в тайное политическое общество. В середине лета 1825 года Рылеев поручает Торсону создать и возглавить кронштадтскую «отрасль» Северного общества. Торсон – человек серьезный, аккуратный, несколько педантичный, желал произвести в России революционные преобразования, сохранив старые политические формы. Он писал, что люди должны занимать должности в соответствии со своими деловыми качествами, но в Северном обществе преобладают сторонники восстания.
14 декабря 1825г. Торсон находился на дежурстве в Морском министерстве, а вечером 15 декабря его арестовали. На допросах он не пытался запутать следствие, но и не выдавал товарищей. В конце июня 1826 года Николай I получил составленную в Свеаборгской крепости, куда был помещен Торсон, его рукопись о флоте, на которой начертал: «Бумаги сии рассмотреть и мне доложить». Подавляя революционное движение, Николай I одновременно принял многие проекты декабристов, в том числе и многие предложения Торсона были использованы правительством при проведении реформ на флоте в 1820-1830 годах.
20 августа 1826 года вышли в море шлюпы «Моллер» и «Сенявин», отправлявшиеся в кругосветное плавание. Эти суда К.П. Торсон с М.А. Бестужевым готовили к научному плаванию в 1824-1825 годах. А 10 июня 1827 года из Кронштадта вышла эскадра Балтийского флота под командой Д.Н. Сенявина. Часть кораблей под командованием контр-адмирала Гейдена отправилась в Средиземное море, чтобы оказать помощь боровшимся против турок греческим патриотам. Все корабли были построены в 1824-1826 годах с применением усовершенствований, предложенных К. Торсуном. Турецкий флот был разбит. Но Торсуну не пришлось услышать гром пушек под Наварином. Осенью 1827 года он был уже в Читинском каторжном остроге.
В последние годы жизни ссыльный моряк – декабрист Константин Торсун безуспешно пытался получить разрешение на издание своих записок о флоте, но правящему режиму это было не нужно.
Умер Торсон в Селенгинске 4 декабря 1851 года. До крымской катастрофы оставалось менее 4 лет.
На могилах своего друга Торсона и брата Николая, умершего в 1855 году, Михаил Бестужев поставил скромные памятники из кирпича. В последствии ученики декабристов установили на месте захоронения чугунные колонны. Эти памятники сохранились и поныне.
Газета Котлин № 5 2013г