Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Флот нуждается в особом внимании
12 июля 2013 г.
Бывший Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил в начале февраля 2012 года, что до 2020 года Военно-Морской Флот получит больше новых подлодок, чем предполагалось ранее. За этот срок теперь планируется ввести в строй по 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) пр. 955 «Борей» и многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) пр. 885М «Ясень», а также 20 неатомных подводных лодок (ПЛ), в том числе шесть ПЛ пр. 636 для Черноморского флота. Реализуемость этих планов, к сожалению, вызывает определенные сомнения.
Как следует из доклада Института политического и военного анализа, из всех видов ВС РФ флот сегодня находится в наиболее сложном положении. Флоту хуже всех по нескольким причинам. Первая в том, что, к сожалению, на протяжении большей части нашей истории он финансировался и развивался по остаточному принципу. И сейчас этот процесс подошел к логическому концу. Вторая причина – корабли строятся очень долго. Корабли, даже небольшого водоизмещения, строятся по пять–семь лет. Третья причина – «разбросанность» флота по пяти морским и океанским ТВД, расположенным по периметру огромной российской территории. Причем в случае войны силы Тихоокеанского флота на Камчатке и в Приморье вынуждены будут действовать практически изолированно.
Маневр силами ВМФ между пятью ТВД в ходе войны будет либо крайне затруднен, либо в большинстве случаев вообще невозможен. В итоге рассматривать наш флот «в целом» бессмысленно, поскольку его невозможно собрать в одном месте. А на каждом отдельном ТВД мы имеем случайный набор единиц, нигде, кроме Каспия, не способный противостоять никакому потенциальному противнику.
К этому добавляется бессистемность развития наших ВС. Данная проблема опять же меньше всего затрагивает СЯС и Сухопутные войска, а больше всего – флот. Про абсолютную бессмысленность «Мистралей» при их крайней дороговизне написано уже более чем достаточно. Мягко говоря, не очевиден смысл строительства корветов пр. 20380 и 20385. Совершенно непонятно, под какую войну они строятся. Для патрульных кораблей морской зоны у них слишком мощное ударное вооружение. Для большой войны у них слишком ничтожная ПВО. Если предполагается, что они должны действовать под прикрытием ВВС с берега (которых у нас, кстати, не слишком много), не проще ли было построить дополнительное количество противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Бастион»? Боевая эффективность была бы практически та же при гораздо меньшей цене и большей устойчивости.
В силу указанных причин достаточно очевидно, что по надводным кораблям мы уже отстали навсегда. Или как минимум на обозримое будущее. Все три наших западных флота в сумме не способны противостоять сильно сократившимся ВМС НАТО. ТОФ РФ, даже если объединить его группировку войск и сил на северо-востоке (бывшую Камчатскую флотилию) с Приморской флотилией разнородных сил, не способен противостоять ни Тихоокеанскому флоту США, ни ВМС Японии, Китая или Южной Кореи (впрочем, с последней мы вряд ли когда-нибудь будем воевать). Изменить эту ситуацию, увы, невозможно.
Поэтому подлодки для нас безальтернативны. Обладая таким ценнейшим качеством, как скрытность, они даже относительно небольшими силами могут создать достаточно серьезное напряжение ситуации для любого противника.
Каковы же перспективы получения ВМФ 40 ПЛ за восемь лет?
Из 20 запланированных атомоходов в данный момент в строю нет ни одного, на испытаниях находятся три, на стапелях – два. Остальные 15 не заложены, причем на строительство десяти даже не заключены контракты. Проблема существенно усугубляется тем, что атомные подлодки у нас сейчас строит всего одно предприятие – северодвинский «Севмаш». Каким образом «Севмаш» сможет за восемь лет достроить три («Владимир Мономах», «Казань» и «Белгород») и построить с нуля еще 15 РПК СН и многоцелевых АПЛ, то есть вводить в строй по две лодки в год, – риторический вопрос.
Неясна судьба проекта 677 «Лада». Главком ВМФ Владимир Высоцкий всего через несколько дней после обнародования планов увеличения закупок подлодок сказал: «В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же», – заявил Высоцкий.
Понятно, что теперь, если пр. 677 вообще выживет, одна имеющаяся и две строящиеся ПЛ этого типа подвергунтся радикальной переделке, которая займет не один год. Говорить в такой ситуации про закупку флотом 14 ПЛ до 2020 года порсто бессмысленно.
В итоге единственной составляющей плана строительства 40 ПЛ, которая может быть не только выполнена, но, не исключено, перевыполнена, становятся шесть лодок пр. 636. Просто потому, что эти лодки являются глубокой модернизацией советских ПЛ пр.877, строительство которых началось еще в 1979 году.
Считать нормальным возвращение к проекту 30-летней давности, пусть и улучшенному, конечно, сложно, но другого выхода просто нет. Мы не можем остаться совсем без флота, новые корабли мы тоже не можем делать, по крайней мере – в приемлемые сроки. И чуда ждать неоткуда, потому что теперь уже недостаточно выделить много денег, нужно еще восстанавливать науку, образование и промышленность. Это очень тяжело и очень долго. Но никак по-другому не получится, заявил Александр Храмчихин, зам. директора Института политического и военного анализа.
Хотя вселяет некоторый оптимизм заявление Рогозина о том, что уже в этом году ВМФ пополнится 35 кораблями ….
Газета Котлин № 7 2013г