Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Наукоёмкие предприятия: путь к успеху
09 сентября 2013 г.
Прогресс через гуманитарное творчество, изобретательство, инновации и наукоёмкое производство – пожалуй единственный способ движения человечества к совершенству и добру.
Критерием успеха на пути к совершенству и добру не может быть доход, а целью предприятия не может быть прибыль, как я писал в газете «Котлин» №15 за ноябрь 2012 года. Критериями успеха могут быть: - качество продукта или услуги (совершенство) и гуманитарность продукта или услуги (добро).
Я убеждён, что вечная погоня человека за материальными благами, удовольствиями и деньгами, сопровождаемая смертными грехами – стяжательством, жадностью, завистью, вероломством и преступлением (“auri sacra fames” – «к злату проклятая страсть») неизбежно ведёт к страданию, извращению, разрушению и гибели.
Стремление же к творческому самовыражению человека, сопровождаемое изобретательностью, нововведениями и созиданием (“la volutta di creare” – «страсть творить») лежит в основе прогресса и ведёт к избавлению от страданий, облегчению и повышению качества жизни.
В России, к огромному сожалению, правящий класс олигархов толкает граждан на путь вечной погони за деньгами – путь потребительства. Это открыто выразил ещё в 2004 году на совещании в петербургском электротехническом университете «ЛЭТИ» экс-министр науки и образования А. Фурсенко: «Нам нужно избавиться от советской системы образования, формировавшей человека-творца. Творцы нам не нужны. Задачей образования должно стать формирование квалифицированного потребителя».
Поэтому у нас всё меньше создаётся прорывных технологий, практически исчезают Нобелевские лауреаты, в разы сократилась изобретательская активность. Количество инновационных предприятий в России около 2% от общего числа, а, например, в соседней Финляндии их свыше 10%. Высокотехнологичная продукция российского производства, как мы видим по космическим запускам, стремительно падает по своему качеству. Комментарии, как говорится, излишни.
Ознакомившись с рейтингом успешных технологических компаний России «ТехУспех-2012», которые определялись по критерию максимального дохода (прибыли) от продаж инновационной продукции и услуг (не менее 100 млн рублей в год), я увидел совсем немного наукоёмких предприятий и в Санкт-Петербурге, и в стране. Особенно досадно было в рейтинге инновационных компаний мира, составленный агентством «Рейтер» в 2012 году, не увидеть ни одной российской компании!
Впрочем, можно ли ждать мирового успеха для российских компаний, когда прежний советский девиз творческой молодёжи: «Твори, выдумывай, пробуй!» умышленно заменён на другой девиз: «Развлекайся и потребляй!».
Так называемые «эффективные менеджеры» без конкуренции получили в управление и частную собственность целые отрасли экономики не в силу своих знаний и деловых качеств, а по протекции и личным связям. Мы же, прежде всего Торгово-промышленные палаты, обязаны создавать такие условия для предприятий в России, чтобы успеха в предпринимательстве достичь мог не тот, у кого больше административный ресурс или шире личные связи, а тот, кто разрабатывает и производит качественный, отвечающий мировым стандартам, действительно лучший на рынке продукт.
Полагаю, что для выявления действительно успешных наукоёмких предприятий с целью формирования их положительной репутации, узнаваемости, привлечения к ним инвесторов и расширения рынков для их наукоёмкой продукции, необходимо под эгидой Торгово-промышленной палаты ежегодно составлять рейтинги успешных высокотехнологичных компаний, прежде всего членов палаты, не зависимо от срока существования и объёма продаж по следующим критериям.
- Научно-технический потенциал предприятия (наукоёмкость), который опирается на частные показатели (количество сотрудников с научными степенями; индексы цитирования научных публикаций; количество патентов на изобретения и полезные модели; индекс применения изобретений и ноу-хау в создании высокотехнологичной продукции; количество проданных лицензий на технологии производства и др.).
- Рыночный потенциал продукции предприятия (ёмкость рынка), который опирается на частные показатели (количество и качество решаемых энергетических, техногенных, экологических, информационных и социальных проблем; индекс импортозамещения предлагаемой высокотехнологичной продукции; наличие потенциальных крупных заказчиков продукции - «портфель заказов» и др.)
- Наличие и положительная динамика роста продаж собственной уникальной наукоёмкой продукции на внутреннем рынке за определённый период (полугодие, год и более).
- Наличие и положительная динамика роста продаж собственной уникальной наукоёмкой продукции на внешнем рынке за определённый период (полугодие, год и более).
- Непосредственное участие инноваторов (создателей новых наукоёмких технических и технологических решений, ноу-хау) в управлении и в исполнении проектов предприятия.
Возможно в ходе обсуждения будут предложены и другие критерии для составления рейтинга ТПП успешных наукоёмких предприятий. Возможно будут предложены рейтинги наукоёмких компаний двух видов – перспективные наукоёмкие компании и состоявшиеся успешные наукоёмкие компании, с целью сделать перспективные компании известными инвесторам и заказчикам и тем самым способствовать их развитию в состоявшиеся успешные высокотехнологические предприятия.
Результаты рейтинга следует широко и неоднократно публиковать в средствах массовой информации, в газетах и журналах Торгово-промышленных палат.
Думаю в наш стремительный век целесообразно создание интернет-телевизионного канала ТПП России, который был бы открытым источником информации об успешных компаниях как для инноваторов, инвесторов и заказчиков. Почему? Ответ – в эпиграфе к данной статье.
Конечно, малым инновационным предприятиям с годовым доходом до 60 млн рублей трудно самостоятельно добиваться и развивать успех, особенно в сфере промышленного производства. Действительно, инфраструктура для промышленных высокотехнологичных предприятий дорогостояща, а отдельные виды уникальных технологий реализуются несколькими и даже одним производителем. То есть малым предприятиям нужна производственно-технологическая кооперация с другими малыми и особенно крупными предприятиями, обладающими необходимой инфраструктурой – цехами с уникальными станками и технологическими линиями, чистыми комнатами, испытательными лабораториями и полигонами и другими системами и комплексами обеспечения производства.
Полагаю, что малые наукоёмкие предприятия могут наиболее успешно развиваться находясь в структуре Промышленного (индустриального) парка, например, на основе крупных предприятий с развитой инфраструктурой, таких как ОАО «ЛОМО», ОАО «Авангард», ОАО «Светлана» и др.
Задача создания и развития в Санкт-Петербурге Промышленных парков уже ставится Правительством города в Законе о промышленной политике города и предусматривает для этого систему мероприятий. Однако, вопросы развития Промышленных парков и вхождение в них малых наукоёмких предприятий – это тема нашей другой статьи.
Григорий Буймистрюк, вице-президент ТПП Кронштадта по наукоёмкому предпринимательству, доктор технических наук.
Газета Котлин № 8 2013г