Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
От Иоанна до Терентия
03 февраля 2014 г.
В начале января в нашем городе с большой помпезностью прошли мероприятия, посвященные 105-й годовщине со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Увы и ах, эти мероприятия, как и многие события 2013 года, стали, скорее, очередной порцией пиара команды нынешнего главы района Терентия Мещерякова. По духу они мало напоминали самоотверженную деятельность подвижников России 19-го века. Может быть, поэтому решили мы опубликовать статью нашего автора, посвященную самоотверженной деятельности нашего небесного защитника – отца Иоанна.
«На привозных камнях и на костях,
Закрыв к Столице водные ворота,
Чтоб враг там чувствовал себя в гостях,
На острове царём основан город».
Это первые четыре строки из песни «Коронный город», посвящённой 300-летию Кронштадта. Действительно, по прибытии на остров во времена основания города, приезжающие должны были доставить на остров определённое количество камней и земли. Оборонительные сооружения строили служивые солдаты и матросы. Сюда дополнительно сгоняли крепостной, работный люд. Условия жизни были ужасны. Умирали от каторжного труда, холода, болезней. Хоронили их здесь же, и мы сегодня ходим, практически, по костям. Во второй половине XIX века Кронштадт был местом ссылки из столицы поднадзорных и политических лиц. Жили эти бедолаги в лачугах и землянках, попрошайничали, пьянствовали. Но, в первую очередь, город был морским форпостом Петербурга. Здесь жили моряки, офицеры и члены их семей, торговый люд и так называемые «мещане», которых сегодня мы называем обывателями.Место пребывания им определили, а об условиях проживания никто не позаботился. Жили они, где придётся, в холоде, голоде и порой в безысходной нужде. Летом работали в порту, на стройках, а зимой многие побирались или воровали. Так было.
И в это самое время появился в Кронштадте священник Иоанн Сергиев. Впоследствии к его имени прибавилось «Кронштадтский». И начались на острове чудеса. Это сейчас он признан как всероссийский Святой Праведный. А тогда его боготворили за дела и чистоту души. К нему тянулись люди всех сословий. Чего стоит все- общая исповедь в Андреевском соборе? Представьте заполненный молящимися храм, и площадь при нем, которые вмещали до 5 тысяч человек, и эти тысячи в едином порыве, обливаясь слезами, каялись в грехах. А принимал эту исповедь один человек – протоиерей Иоанн Кронштадтский.
За время его пребывания в Кронштадте преступность пошла на убыль, меньше пьянствовали и бесчинство- вали ссыльные. Девять лет стараниями Иоанна Кронштадтского собирались пожертвования на постройку Дома Трудолюбия. Это был грандиозный замысел Батюшки. При этом Доме была церковь с алтарной апсидой и колокольней, мастерские, школа, детский сад с летней загородной дачей, столовая, лечебница и приют для бездомных, ночлежный приют на 108 человек, богадельня для нетрудоспособных женщин. Эти обитательницы богадельни, кроме бесплатного проживания, получали ежемесячное денежное пособие. Были в Доме Трудолюбия платная библиотека и бес- платный читальный зал. Здесь всегда можно было найти работу, чтобы не голодать. В мастерских изготавливали обувь, одежду, мебель, предметы домашнего обихода, которые пользовались спросом на базарах и в торговых лавках. Каждый день в мужских и женских мастерских работали от 60 до 100 человек. В столовой ежедневно отпускалось от 400 до 800 обедов, а в праздники в ней бесплатно обедали несколько сотен человек. Через бесплатную амбулаторию ежегодно проходили 2-3 тысячи чело- век. И так далее и тому подобное. Объединение мастерских, столовой и приюта под одной крыше стало первым примером комплексной деятельной помощи и трудового воспитания в России. Это был первый центр, который одновременно занимался трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. Конечно, Дом Трудолюбия не мог существовать на самоокупаемости. Были многочисленные пожертвования благотворителей, паломников, приезжающих к Иоанну Кронштадтскому в большом количестве. Личный ежегодный вклад Отца Иоанна в пользу Дома Трудолюбия составлял 50-60 тысяч рублей. По тем временам – огромные деньги. Батюшка раздавал людям всё, что у него было,всё, что жертвовали лично ему. Удивительный пример человеколюбия и заботы о тех, кого отвергло благополучное общество. Такое современному жителю го- рода трудно даже осознать во всей полноте. Чем не пример для подражания в условиях нашего времени?Но, увы, хоть сейчас на дворе XXI век, и мы, как и тогда, живём в капитализме, сравнивать духовность той безграмотной, «лапотной» России с нынешней, живущей за счёт продажи газа, нефти, леса и покупающей всё необходимое за рубежом, просто смешно.
К сожалению, Дома Трудолюбия были закрыты после революции 1917 года. Закрыт был и наш, кронштадтский. Его алтарная апсида была разрушена, звонница снесена. В здании Дома в 1940 году разместилась женская школа, а в1975 году сюда переехало ПТУ № 48. Дом Трудолюбия, хоть и утратил своё прямое назначение, но всё же, неизменно продолжал служить профессиональному обучению, теперь уже молодёжи. Многие кронштадтцы учились там, получая профессию и технические навыки, так необходимые в жизни любому человеку. Кризис 90-х годов, уничтожение производства, социальная напряжённость в обществе, разгром военно-промышленного комплекса, и, как результат, снижение спроса на рабочие специальности, развал страны, наконец, – всё это привело к тому, что мы имеем сегодня. В 2003 году ПУ-48 переехало в здание на Кроншоссе – 28, для того, чтобы обучать специальностям: продавец продовольственных товаров, парикмахер, повар, кондитер, автомеханик. Специальности так «необходимые» сейчас в эпоху идиотизации общества в духе потребительства. Что душой кривить? Это так. А специальности: слесарь-судоремонтник, электромонтажник, столяр-плотник, токарь, фрезеровщик и т. д.? Всё, чему обучали в ПТУ-48, предано забвению. Ведь нынче нужны только продавцы, по- вара да автомеханики. Откуда же взять токарей, слесарей и электромонтажников на восстанавливающийся Морской завод. Торгаши в цехах не нужны. Сейчас многие молодые люди ничего тяжелее шариковой ручки и бутылки пива в руках не держали. Здание же Дома Трудолюбия за- брошено и медленно разрушается за ненадобностью и при отсутствии необходимых денег в бюджете города. Оно передано Комитету по строительству для проведения капитального ремонта и реконструкции. Но с 2007 года находится в плачевном состоянии, потому как при нынешнем весьма «креативном» отношении к бюджету города, в ближайшем будущем денег на ремонт не найдётся. Об этом уже не раз писали кронштадтские газеты.
Не так давно отмечали день рождения Иоанна Кронштадтского. Не забываем мы поминать и его кончину, о чём ежегодно получаем много информации в СМИ. Слава Богу, что в нынешней суматохе дней не забыто имя Святого. Но ведь он был не только священником, строил не только церкви и монастыри. Он был Учителем, общественной фигурой российского масштаба, чья деятельность приносила огромную пользу государству Российскому. Он укреплял дух России, искоренял пьянство и преступность. Тогда в Кронштадте было дело его духовных трудов. И был Дом Трудолюбия. Был Человек, которому верили люди. И сейчас он у нас есть – наш Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, чьи дела и помыслы надо достойно продолжать.
А что будет со зданием Дома Трудолюбия, одному Богу известно. Может быть, откроют Бизнес - Центр, так популярный сегодня в России? И налетят туда полчища менеджеров-чинуш? А может быть, так и будет тихо разрушаться, как небезызвестный Дом Лазарева? Подобные примеры уже есть в истории Кронштадта. Или, всё же, вернут туда профессиональное училище, чтобы обучать молодёжь малопрестижным, но дефицитным сейчас специальностям? И вместо немалых затрат на праздничные мероприятия и транспортные средства для администрации может быть, стоит позаботиться о том, чтобы обеспечить жителей Кронштадта достойной работой? Иоанн Кронштадтский собирал деньги на своё детище 9 лет. Сколько же за этот срок можно сэкономить средств, чтобы наконец отремонтировать здание ПУ № 48?
Совершая экскурс в историю, нельзя забывать, что с тех пор многое изменилось, и над делами, увы, главенствует Его Величество Пиар. Назвать лечебное учреждение именем Иоанна Кронштадтского хорошо, но особых трудов не стоит. Гораздо труднее соответствовать имени Святого в делах, но продолжить его труды нынешним руководителям явно не под силу. Это ясно многим.
В начале статьи были первые строки из моей песни «Коронный город», а вот последние:
«Так пусть, как прежде, городу сверкать
Жемчужиною в питерской короне,
И, опираясь на клинок, всегда стоять
В Петровском парке Основателя персоне».
Что было, и к чему пришли? Всё познаётся в сравнении. Увы, с сегодняшним потребительским отношением к этой жемчужине она, не ровён час, потускнеет и по- меркнет, несмотря на сплошной пиар.
Сергей Соколов Первоапрельский
Газета Котлин № 1 (6150) 2014 г