Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ....
28 января 2015 г.
В 2014 году военные моряки кораблей охраны водного района – тральных сил, отметили свой профессиональный праздник. У каждого события в нашей жизни есть своя историческая дата. Есть она и у тральных сил ВМФ России – 27 августа 1914 года - дата первого боевого траления мин русскими кораблями Балтийского флота, когда есть возможность рассказать о мужественных и самоотверженных людях, замечательных профессионалах - моряках подразделений охраны водного района. Их называют «Пахарями моря», труд их часто незаметный, очень опасный и ответственный. Неувядаемой славой покрыли себя наши моряки дивизионов, бригад и дивизий тральных сил в годы войны. Война для них не закончилась победными залпами в Берлине. Более десятка лет после войны вели наши корабли охраны водного района работу по очистке водных коммуникаций Балтики от «рогатой смерти» и не только Балтики. После Великой Отечественной войны основной и главной задачей тральных сил ВМФ России стала ликвидация минной опасности на всех морских ТВД. И только в 1951 году траление на всех морях было закончено. Эти подвиги их по большей части остаются незаметными для широкой общественности. И сейчас газета «Котлинъ» приоткрывает завесу над историей тральных сил нашего флота.
И так, 27 августа 1914 года 1-я партия траления Балтийского флота под командованием капитана 2 ранга Киткина П.П. в составе тральщиков; «Проводник», «Запал», «Минреп», «Взрыв», «Искра», «Пламя», «Патрон», «Якорь», в условиях активного противодействия германских кораблей провела траление мин к югу от мыса Гангэ в Финском заливе. Постоянно подвергаясь артиллерийскому обстрелу немецких крейсеров, тральщики, используя катерные тралы, тралы Шульца выполнили поставленную задачу, проявив при этом стойкость. Это было первое боевое применение минно-тральных сил российского флота с участием кораблей тральщиков специальной постройки со штатным тральным вооружением.
Первым начальником партии траления мин заграждения Балтийского моря был кап.2 ранга В.И.Иванов, а с 1912г. её возглавил кап.2 ранга П.П.Киткин. Оба начальника партий имели большой опыт противоминных действий в русско-японской войне и успели до начала 1-ой Мировой войны передать этот опыт экипажам балтийских тральщиков.
По состоянию на 1 августа 1914 г. в составе Балтийского флота были уже две партии траления (из которых, впоследствии, в 1915г. будет сформирована «дивизия траления Балтийского моря»). 1-ая партия траления, под командованием П.П.Киткина, состояла из 3-х отделений: в 1-ое отделение входили 10 миноносцев типа «Циклон», 2-ое отделение состояло из 3-х пароходов-тральщиков английской постройки и переоборудованного ледокольного парохода «Якорь», а 3-е отделение включало в себя 5 пароходов-тральщиков типа «Минреп», миноносец «Чека» и два переоборудованных реквизированных парохода.
С первых дней войны тральщики были заняты проводкой кораблей и судов за тралами, постановкой минных заграждений и систематическим контрольным протраливанием маневренного района к востоку от минного заграждения Центральной позиции.
Хроника первого боевого траления
17 августа отряд германских кораблей под командованием контр-адмирала Мишке вошёл в Финский залив и поставил своё минное заграждение к югу от мыса Гангэ. На следующий день на этом заграждении подорвались и погибли два голландских парохода.
27 августа 1-ая партия траления в полном составе вышла из Лапвика (где в то время базировались тральщики) и, приблизившись к предполагаемому месту минного заграждения противника, в строе двойного фронта приступила к определению границ этого заграждения. В первой линии находились мелкосидящие тральщики: «Проводник» со змейковым тралом, «Запал», «Минреп» и «Взрыв» с катерными тралами. На расстоянии 2-х кабельтовых от первой линии, строго в кильватер, шли тральщики второй линии двумя парами с тралами Шульца: «Искра» - «Пламя» и «Патрон» - «Якорь». Идущий в первой линии «Проводник» вскоре подсёк одну за другой 3 мины, а ещё одну мину в это же время подсёк «Запал». Следующие за этими тральщиками две пары тральщиков второй линии с поставленными парными тралами Шульца захватили кошками своих тралов сразу по несколько мин и с большим трудом пытались буксировать их на мелкое место. И вот когда тральщики стали делать манёвр по пересечению линии заграждения, один из них - «Проводник» подорвался на неприятельской мине. Происшедшим взрывом тральщику были нанесены тяжёлые повреждения: ходовой мостик был полностью разрушен, дымовая труба и гротмачта сорваны со своих мест, а в борту виднелась большая пробоина, через которую внутрь корабля поступала вода. Тральщик быстро погружался в море и через 15 минут затонул. Из 30 человек экипажа 11 человек оказались убитыми и 7 человек получили ранения. Всех живых членов экипажа удалось спасти подошедшими на помощь тральщиками.
К вечеру, в районе, где 1-я партия продолжала траление мин, неожиданно появился германский крейсер «Аугсбург». Начальник партии П.П.Киткин, не имея связи со своими дозорными крейсерами, вынужден был приказать тральщикам срочно рубить тралы и уходить в Лапвик. Но один из тральщиков - «Якорь» очень долго никак не мог освободиться от своего трала и попал под артиллерийский огонь германского крейсера. В течение 20 минут с расстояния в 6 миль обстреливал крейсер маленький тральщик, ловко уворачивающийся от сыпавшегося на него града снарядов, из которых лишь один достиг цели, не причинив тральщику особого вреда, в результате чего корабль смог своим ходом вернуться в базу.
Так закончилось первое боевое испытание минно-тральных сил Балтийского флота в ходе 1-ой Мировой войны 1914-1917гг.
Николай Колесник, капитан 1-го ранга в отставке, участник послевоенного боевого траления.
Газета Котлин №12 2014г