Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАЛЬНЫХ СИЛ
28 января 2015 г.
История войн и военных конфликтов – это по сей день летопись противоборства средств боевого воздействия на противника и способов защиты от него, в их числе своего рода гонка в развитии минного и противоминного оружия, где видное место занимает самоотверженный труд российских учёных, изобретателей и военных моряков.
Успешный опыт применения мин в Восточной войне 1853–1856гг., русско-турецкого 1877-1878гг. и ряде других войн, естественно вызвал и появление противоминного оружия. Однако вплоть до русско-японской войны 1904-1905гг. развитие средств отставало от совершенствования мин.
В 1898году на вооружение Российского флота приняли трал, предложенный К.Ф.Шульцем. Это был парный трал с большой шириной тральной полосы, позволявший захватывать якорные мины. Недооценка минной опасности большинством высших морских начальников сдерживала развитие противоминных средств.
Только после катастрофы 31 марта 1904года приведшей к гибели флагманского корабля Тихоокеанской эскадры броненосца «Петропавловск» с адмиралом С.О.Макаровым на борту, были приняты радикальные меры по борьбе с минной опасностью. Некоторые морские офицеры стали крупными специалистами в области противоминного оружия, разработки и создания сил противодействия минной опасности.
Одним из таких выдающихся специалистов в области минного и противоминного оружия, его боевого использования является контр-адмирал Пётр Павлович Киткин, родившийся в Петербурге 13 июля 1876года в семье контр-адмирала П.А.Киткина.
Ему принадлежит более двух десятков изобретений в области минно-трального дела, получившие широкое применение на флоте, а некоторые его идеи не потеряли своей актуальности и сейчас.
В этот же период П.П. Киткин создал первый в мире автономный минный защитник, состоявший из буйрепа с подрывным патроном, буйка и якоря.
Успешное применение мин в войнах и конфликтах на море во второй половине XIX века заставило руководство ведущих морских держав мира всерьез задуматься о создании и развитии сил и средств борьбы с минной опасностью.
Одним из уроков Русско-японской войны (1904-1905 гг.) стало понимание необходимости организации систематических противоминных действий, проводимых специально предназначенными для этих целей соединениями и группами кораблей. Весной 1904 года по личной инициативе командующего 1-ой Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О.Макарова была создана Порт-Артурская партия траления и «тралящий караван» − первые тактические соединения минно-тральных сил в российском флоте. В состав тралящего каравана вошли два минных крейсера, два миноносца, четыре минных катера и два паровых баркаса.
По окончании войны Морское ведомство принимает решение о создании тралящих караванов на Балтийском и Черноморском флотах, а также Сибирской флотилии. Начиная с 1907 года в Российском флоте приступили к созданию системы противоминной обороны, основным элементом которой стали противоминные действия, проводимые специально спроектированными и построенными для этой цели кораблями, вооруженными штатными тралами. Минный отдел Морского технического комитета учреждает специальную программу «Часть мин заграждения и тралов», предусматривающую разработку и принятие на вооружение новых тралов. На Балтийском и Черноморском флотах формируются «партии траления мин заграждения». В 1909 году в России принимается «малая судостроительная программа», в соответствии с которой была спланирована постройка 11 кораблей, предназначенных для траления мин. Первыми в мире кораблями, специально спроектированными для траления мин, были два корабля «Альбатрос» и «Баклан». Они были спущены на воду в 1909 году на Одесском заводе «Беллино-Фендерих». Здесь же в 1910 году был построен катер «Чайка», предназначенный для борьбы с минами на мелководье. В 1909 году на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге была начата постройка специальных «пароходов для траления» водоизмещением 150 тонн «Минреп» и «Взрыв», а в следующем, 1910 году ещё трёх – «Запал», «Проводник» и «Фугас». В 1911-1912 году эти корабли пополнили состав «партии траления мин заграждения Балтийского моря». В том же году в состав Балтийской партии траления вошли ещё три тральщика специальной постройки «Искра», «Пламя» и «Патрон», построенные в Англии, и первоначально предназначенные для Сибирской флотилии. Еще в ходе приёмных испытаний эти корабли во флотском обиходе стали именовать «тральщиками». Официально суда, специализированные для ликвидации минных заграждений, были выделены в отдельный класс боевых надводных кораблей, получивший название «тральщики», в 1915 году. Этот термин мы используем и сегодня. Первые тральщики вооружались новыми образцами контактных тралов, развитие и совершенствование которых шло параллельно с развитием тральных кораблей. В период 1910-1912гг. были приняты на вооружение одинарный змейковый и катерный подсекающие тралы, а также парный щитовой трал.
К началу Первой мировой войны в состав Балтийского флота входили две партии траления. Первая партия траления под командованием капитана 2 ранга П.П. Киткина включала в себя 10 миноносцев типа «Циклон», 5 кораблей типа «Минреп», 3 корабля типа «Искра», миноносец «Чека» и 3 переоборудованных для траления парохода.
Исторический факт первого боевого применения тральных сил Российского флота с участием кораблей тральщиков специальной постройки со штатным тральным вооружением связан именно с кораблями Первой партии траления.
К концу Первой мировой войны уровень развития тральных кораблей и противоминного оружия и сложившаяся система противоминной обороны позволяли успешно осуществлять борьбу с минами, которая перестала быть проблемой. Отчасти поэтому после окончания войны наступила некоторая успокоенность в вопросах развития и совершенствования сил, средств и способов борьбы с минами, в результате которой РК ВМФ СССР оказался недостаточно подготовленным к организации противоминной обороны в начальный период Великой Отечественной войны.
Так, постройка тральщиков не предусматривалась 6-летней и 5-летней кораблестроительными программами, хотя их проектирование началось в 1930 году. Лишь в 1939 году под руководством Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова был разработан «10-летний план строительства РК ВМФ», в котором к 1948 году предусматривалось иметь в составе флота 263 тральщика.
К середине 30-х годов основным типом трального корабля становится быстроходный базовый тральщик проекта 3 (головной корабль «Трал»). На Морском заводе Севастополя в 1936-1937гг. было построено четыре таких корабля – «Трал», «Минерп», «Груз» и «Щит». В Ленинграде в этот же период строятся еще 4 корабля проекта 3 – «Заряд», «Буй», «Патрон» и «Фугас». Этот тип корабля послужил основой для создания тральщиков новых проектов – проект 53 (с укладкой твердого балласта, что повысило мореходные качества тральщика), проект 53У (уширение корпуса), проект 58 (изменение компоновки вооружения и технических средств). В 1936-1938гг. в Ленинграде на заводе им. А.А.Жданова и в Севастополе на Морском заводе было построено 10 базовых тральщиков по проекту 53.
В конце 1937 года на заводе № 363 (ранее – Усть-Ижорская электроверфь, ныне – Средне-Невский судостроительный завод) под Ленинградом закладываются три быстроходных базовых тральщика проекта 53У – Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп» и Т-207 «Шпиль». К началу Великой Отечественной войны верфь сдала ВМФ еще 8 тральщиков – Т-209 «Кнехт», Т-210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-212 «Штаг», а также Т-215, Т-216, Т-217 (впоследствии – «Контр-адмирал Юрковский») и Т-218. В 1939 году на верфи были заложены корпуса еще трех базовых тральщиков проекта 53У, а также корпуса двух новых кораблей – паротурбинных эксадренных тральщиков проекта 59. Проектом предусматривалось вооружение этих кораблей первыми отечественными электромагнитными тралами. Однако дальнейшая работа над этими кораблями была приостановлена войной. В 1937-1941 гг. на Морском заводе Севастополя было построено 9 базовых тральщиков проекта 58.
Всего к началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР было 79 базовых тральщиков и 20 катеров-тральщиков. Первые же дни войны показали, что такого количества кораблей оказалось явно недостаточно для организации надежной противоминной обороны сил флота. Тральные силы оказались неготовыми к борьбе с современными немецкими магнитными и акустическими минами, поскольку не имели на вооружении гидроакустических станций и неконтактных тралов.
Во время Великой Отечественной войны под тральщики было переоборудовано 806 гражданских судов и катеров. Одновременно началось строительство новых тральщиков различных типов. Так, в 1942 году в блокадном Ленинграде был достроен и вступил в состав Балтийского флота головной эскадренный тральщик проекта 59 «Владимир Полухин». В 1943 году достроен второй – «Василий Громов». Состав тральных сил ВМФ СССР в ходе войны был значительно увеличен. В 1942 году в составе всех флотов и флотилий было уже 373 тральщика; в 1943 году – 568, в 1944 году – 697, а к концу войны – 835 тральщиков.
Опыт Великой Отечественной войны наглядно показал, что сильному флоту необходимы мощные минно-тральные силы, оснащенные самыми современными образцами противоминного оружия. Поэтому в программе кораблестроения первого послевоенного десятилетия (1946-1950гг.) предусматривалось строительство 816 тральщиков.
Еще до окончания войны году начались работы по проектированию тральщиков различных типов. С 1943 по 1946 год последовательно четырьмя проектными организациями ЦКБ-51, ЦКБ-17, ЦКБ-50 и ЦКБ-363 (позже переименованного в Западное ПКБ) был создан проект лучшего по тому времени базового тральщика (проект 254). Позднее этот проект был переквалифицирован в морской тральщик. Всего в период с 1946 по 1960 год было построено 295 тральщиков проекта 254 и его модификаций: 254К, 254М и 254А. Корабль вооружался лучшими образцами противоминного оружия: контактным тралом МТ-1 (позднее МТ-2, глубоководным контактным тралом), электромагнитным тралом ТЭМ-52, акустическим тралом БАТ-2 (позднее БГАТ), а также гидроакустической станцией миноискания «Тамир-10»). Этот проект стал самым многочисленным тральщиком в мире.
В 1945 году было начато проектирование базового тральщика проекта 255. Основой для его создания послужил проект тральщика 253Л, хорошо показавшего себя в годы войны. Головной корабль тральщика проекта 255 был принят в состав флота уже в 1946 году. Вооружался тральщик контактными тралами МТ-3 и ОПТ, неконтактными тралами ПЭМТ-4 и БАТ-2. Всего в период с 1943 по 1952 гг. было построено 250 тральщиков проектов 253Л, 255 и 255К.
Корабли проектов 254, 255 и их модификаций приняли самое активное участие в послевоенном боевом тралении. Минная угроза, сохранившаяся после окончания второй мировой войны, обусловила необходимость проведения больших по масштабу и длительных по срокам противоминных действий объединенными усилиями флотов многих стран. Тральщики − это корабли, для которых боевые действия не завершаются с окончанием войны. Выполняя требования руководства страны, наши тральные силы в период с 1945 по 1963 годы ликвидировали более 50 тысяч мин и минных защитников, в том числе на Балтийском море – 22 тысячи мин.
Во втором послевоенном десятилетии в СССР проектируются и строятся тральные корабли проектов 257Д, 257 ДМ. Специально для борьбы с гидродинамическими тралами создается базовый тральщик проекта 699. Прорывом для мирового кораблестроения стало строительство и передача флоту в 1966 году головного базового тральщика проекта 1252, корпус которого был целиком изготовлен из стеклопластика. В 1960 году на Средне-Невском судостроительном заводе начинается постройка кораблей проекта 266 с корпусами из маломагнитной стали. Корабль имел полное водоизмещение 560 тонн и оснащался новейшей ГАС миноискания МГ-69 «Лань». Головной корабль проекта 266 был передан флоту в 1964 году. До 1971 года заводом были построены 24 тральщика. В 1970 году серийное строительство корабля продолжилось по переработанному проекту 266М. Было увеличено до 790 тонн полное водоизмещение, снижена шумность и повышена живучесть корабля. Корабль вооружался новыми образцами контактных и неконтактных тралов. Головной корабль проекта 266М «Семен Рошаль» был передан флоту в 1970 году. Всего до 1991 года Средне-Невский завод построил для ВМФ 27 морских тральщиков.
В 1972 году был построен головной базовый тральщик проекта 1265. По многим своим характеристикам этот корабль не имел аналогов в мире. Корпус корабля изготавливался из древесины и обклеивался стеклопластиком. Уровень физических полей этого корабля был значительно снижен. На вооружении тральщика был принят новый вид противоминного оружия − комплексный искатель-уничтожитель. В послевоенный период этот проект стал самым многочисленным базовым тральщиком. Строительство этого корабля продолжалось вплоть до 90-х годов прошлого века.
Рейдовые тральщики и катера-тральщики были самыми массовыми в годы Великой Отечественной войны. Их строительство продолжилось и после войны. В 50-ые годы были построены более 130 катеров-тральщиков проекта Т-36, 32 катера-искателя проекта И376, более 100 рейдовых тральщиков проекта 151. В 1969 году на Средне-Невском судостроительном заводе был построен головной рейдовый тральщик проекта 1258. Принципиально новый тральщик с корпусом из стеклопластика имел полное водоизмещение 91 тонн и вооружался контактным, электромагнитным, акустическим тралами, а также телевизионным искателем и искателем-уничтожителем. Всего до 1984 года на заводе было построено 52 таких корабля.
Анализируя ход строительства тральщиков для ВМФ в послевоенный период, можно констатировать, что к 1990 году в стране были созданы тральные силы, способные эффективно вести противоминные действия в современной войне. С распадом Советского Союза и последовавшем резким спадом экономики страны строительство тральных кораблей почти прекратилось. После 1991 года серийное производство минно-тральных кораблей было остановлено.
Так, 10-летним планом военного кораблестроения на 1981-1990гг. было предусмотрено строительство целой серии новых морских тральщиков проекта 12660. Корабль вооружался противоминным оружием нового поколения: подводным комплексом уничтожения мин, глубоководным тральным комплексом, искателями - уничтожителями, электромагнитным и акустическим тралами, а также ГАС миноискания. Головной морской тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском судостроительном заводе в 1988 году. В 1993 году заводом был сдан второй корабль «Владимир Гуманенко». На этом строительство кораблей этого проекта было прекращено.
Во второй половине 70-х годов проектировался рейдовый тральщик нового поколения проекта 10750. На вооружении корабля находилась новая ГАС миноискания, корабль способен применять контактные и неконтактные тралы, а также комплексные искатели-уничтожители мин. Головной корабль был сдан ВМФ в 1989 году.
В начале 2000-х годов, после десятилетнего перерыва было возобновлено строительство морских тральщиков на базе проекта 266М. В 2002 году флоту был сдан морской тральщик «Валентин Пикуль». В дальнейшем проект 266М был подвергнут глубокой модернизации. Новый проект получил номер 02668. По этому проекту был построен и в 2009 году передан ВМФ морской тральщикискатель мин «Вице-адмирал Захарьин». Этот корабль послужил опытной базой, на которой отрабатывались новейшие технологии современного кораблестроения. Впервые в отечественном кораблестроении на миннотральном корабле внедрены интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт, а также автоматизированная система управления противоминными действиями. Корабль оснащен совершенно новыми образцами противоминного оружия. В 2011 году на Средне-Невском судостроительном заводе заложен головной корабль принципиально нового проекта 12700. Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. На нем предусматривается компоновка противоминного контура с применением гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, интегрированной мостиковой системы и ГКП.
Сам факт строительства такого корабля позволяет прогнозировать возрождение мощных минно-тральных сил страны, причем возрождение на принципиально новой высокотехнологичной базе. Уроки более чем вековой истории становления и развития тральных сил в России убедительно показывают: силы флота в условиях массированного применения противником минного оружия неспособны выполнять поставленные перед ним задачи без надежного противоминного обеспечения, и в первую очередь, без значительных по количеству и сильных по своим боевым возможностям, тральных кораблей.
Юрий Старков, начальник кафедры военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», доктор военных наук, профессор.
Газета Котлин №12 2014г