Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Стрельцe» замолвили слово
07 апреля 2015 г.
У стенки дока имени Сургина Кронштадтского Морского завода сохранился уникальный объект истории отечественного флота – одно из первых металлических судов России – корпус бывшего монитора «Стрелец».
Более полутора веков прошло, как этот корабль был зачислен в состав отечественного флота. В настоящее время это судно можно считать старейшим памятником отечественного, да и мирового судостроения. Он на 36 лет старше корабля памятника – крейсера «аврора». Старше более чем на полвека другого отечественного судна — памятника – ледокола «Красин». Но, если судьба упомянутых крейсера и ледокола известна широкому читателю, то монитор «стрелец» за последние десятилетия не мог похвастаться вниманием туристов и прессы. И даже тот факт, что единственный раз за более чем столетие, осенью – зимой 2014 (15) гг. Все исторические корабли россии оказались вместе в гавани Кронштадтского Морского завода – это не стало новостью первого порядка для питерских и центральных сМи. Об «авроре» и «Красине» писали взахлеб. о «стрельце» вновь ни слова. Видно судьба у монитора такая незавидная…
Спущенный на воду в 1864 году, монитор спешно строился на Галерном острове Санкт-Петербурга как броненосная башенная канонерская лодка. Интересно и то, что его постройка велась для казны по подряду купцом С. Кудрявцевым. наблюдал за строительством корабельный инженер А. Свистуновский. Поначалу на вооружении этого корабля стояли два гладкоствольных орудия, заряжающихся с дула. Паровой двигатель развивал мощность 460 лошадиных сил и обеспечивал скорость 6 узлов. В начале 1863 года возникло серьезное обострение международного положения россии, связанное с событиями в польше. Назревала война с ведущими тогда морскими державами англией и Францией. Для защиты фарватеров, ведущих к Санкт-Петербургу и интервалов между фортами Кронштадта, с целью избежать прорывов новейших вражеских броненосцев, было решено построить десять однобашенных броненосцев с малой осадкой. В качестве прототипа избран американский броненосец «Монитор» («надзирающий»), отличившийся в ходе гражданской войны в США. Его имя стало нарицательным для такого типа кораблей.
Судьба не жаловала эти первые броненосные суда России. Они морально устарели еще в 19 веке. А трагическая гибель броненосной лодки «русалка» в 1893 году вообще заставило командование императорского флота отказаться от таких кораблей, с низкой мореходностью и слабым вооружением. К началу века 20-го их корпуса, уже разоруженные использовались как баржи и блокшивы. Таковой была и судьба «стрельца», на время ставшего плавучим угольным складом. Но с начала прошлого века корпус монитора использовался на Морском заводе как плавучая мастерская пМ-8. Это переоборудование позволило судну пережить три войны, революцию и дожить до наших дней.
Конечно же, историческим судном интересовались специалисты. Ведь, по сути, «Стрелец» - единственное в мире металлическое судно оригинальной постройки, сохранившееся на протяжении полутора веков. Удивительный исторический артефакт с, прямотаки, незавидной судьбой.
Буквально несколько недель назад историческим кораблем заинтересовались в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Депутат анатолий Кривенченко обратился с письмом к министру обороны России С. К. Шойгу с просьбой дать разрешение на использование уникального судна как музейного экспоната. Увы, ответ одного из руководителей департамента судоремонта Мо обескураживал. «Стрелец» дескать, используется в интересах флотского судоремонта… - сообщалось в ответном письме депутату. Как используется в интересах обороны страны аварийная мастерская – пусть останется на совести военного чиновника. А нам стоит только вспоминать известную притчу о собаке на сене. Но мы обещаем, что будем следить за судьбой уникального раритета. В любом случае, одного из первых в России металлических судов не может быть просто заброшенным и ожидать своей печальной участи — разделки на металлолом.
Валентин Жиляков и Николай Комаров.
Газета Котлин № 3 2015г